Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
ГосУслуги
Электронный дневник Заявка в техподдержку
Категории раздела
Учителя [100]
Материалы для работы учителей-предметников
Администрация [25]
Материалы для работы администрации школы
Классные руководители [15]
Материалы для работы классных руководителей
Конкурсы [1]
Положения, приказы по конкурсам
Наш опрос
Как вы относитесь к введению ФГОС ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью?
Всего ответов: 99
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Учителя

Интерактивная доска на уроках математики
[ Скачать с сервера (127.6 Kb) ] 12.05.2015, 22:23
В настоящее время при обучении детей в школах, учителям необходимо учитывать, что новое поколение, выросшее на мобильных телефонах и компьютерах, требует постоянной зрительной стимуляции, быстрого динамичного образовательного процесса. Современные школьники, привыкшие к многочисленным компьютерным играм и телевизорам с агрессивным видеорядом, подобным образом воспринимают и окружающую действительность. А, значит и необходимо переключить их на понимание того, что видео и игровые программы успешно можно использовать и в обучении. И, в этом неоценимую помощь оказывает интерактивная доска, способствуя развитию творческой активности, увлечению предметом, что, в конечном счете, обеспечивает эффективное усвоение материала на уроках математики. «Обучение – это ремесло, использующее бесчисленное количество маленьких трюков» - сказал Д. Пойа. Такие трюки нам позволяет выполнять и придумывать интерактивная доска, с её богатыми возможностями программного обеспечения и коллекционных материалов галереи изображений.
Приведу несколько примеров использования интерактивной доски на уроках математики. Интерактивная доска может выступать в роли:
- экрана для демонстрации презентаций, слайд-шоу и электронных дисков;
- электронного пособия, с применением коллекции клипов из галереи изображений программного обеспечения интерактивной доски;
- традиционной доски, по принципу «пишем-стираем»;
- технической основы для создания собственных интерактивных уроков с помощью базового программного обеспечения доски и стандартных программ: Excel, Word, Power Point;
- методической копилки, для созданных и сохраненных файлов по различным темам курса математики.
Таким образом, используя интерактивную доску на уроках, мы можем сочетать проверенные методы и приемы работы на обычной доске с набором интерактивных и мультимедийных возможностей. Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня его иллюстрации. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию. Интерактивная доска предоставляют широкие возможности для учителя в этом направлении, т.к. обеспечивает возможность применения современных способов обработки аудиовизуальной информации, таких, как:
- «манипулирование» (наложение, перемещение) визуальной информации;
- контаминация (смешение) различной аудиовизуальной информации;
- реализация анимационных эффектов;
- деформирование визуальной информации (увеличение или уменьшение определенного линейного параметра, растягивание или сжатие изображения);
- дискретная подача аудиовизуальной информации;
- тонирование изображения;
- фиксирование выбранной части визуальной информации для ее последующего перемещения или рассмотрения под «лупой»;
- демонстрация реально протекающих процессов, событий в реальном времени (видеофильм).
Интерактивную доску можно применять на всех этапах урока: при объяснении и закреплении нового материала, повторении и проверке его усвоения, проверке домашнего задания и контроле. Остановлюсь на некоторых из них.
При изучении новой темы можно использовать презентации, видеоматериалы, фотографии. Преимущество презентации, воспроизведенной через интерактивную доску в том, что в ней можно делать пометки, дополнительные записи, выделять цветом наиболее важную информацию. Все это позволяет акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации. Ребята и сами с удовольствием создают презентации, творческие отчеты, визитки и с еще большим удовольствием демонстрируют свои работы одноклассникам и родителям.
Очень удобно использовать интерактивную доску при проверке домашнего задания. Можно заранее сохранить решение задач, и на уроке воспроизвести и прокомментировать решение. Можно сканировать и проецировать на доску решение из тетради ученика и сразу же производить проверку. Если в решении были ошибки, дети видят их, вместе обсуждают и исправляют.
Так же хорошо использовать интерактивную доску при самостоятельной работе учащихся. Они выполняют задания в тетрадях, а затем на доску проецируется решение задачи и производится проверка. Это позволяет экономить время и исключает бездумное списывание с доски.
Интерактивную доску можно применять даже для проверки усвоения устного материала, например, правил и теорем. На доске делается заготовка с текстом, в которой пропущены ключевые слова или фразы. Учащийся заполняет пропуски, комментирует свою работу и формулирует правило.
Очень эффективно использовать интерактивную доску на уроках геометрии. Например, для устной работы можно заранее заготовить чертежи, а уже непосредственно на уроке использовать их, то есть выполнять решение задач по готовым чертежам. Программное обеспечение интерактивной доски дает возможность рисовать самим или использовать готовые фигуры, создавать схемы, таблицы. Очень удобно использовать интерактивную доску при построении всевозможных сечений. Так как она дает возможность рассмотреть чертеж со всех сторон, увидеть геометрическое тело «в разрезе».
Не менее эффективно использовать интерактивную доску и на уроках алгебры. Она позволяет быстро воспроизводить графики функций, производить их различные преобразования: сжатие, растяжение, параллельный перенос. Так же возможно строить несколько графиков в одной системе координат, что позволяет графически решать системы уравнений. Рассмотрим следующий пример из курса алгебры 9 класса: сколько решений может иметь система уравнений?
Рассмотрев оба уравнения, входящих в систему, делаем вывод, что первое уравнение – это уравнение окружности с центром в начале координат и радиусом r, а второе – уравнение параболы, ветви которой направлены вниз и вершина в точке с координатами (0;4). Изображаем параболу и накладываем на нее окружности различных радиусов.


Затем по рисунку определяем решения системы: при r = 4 система уравнений имеет три решения; при r > 4 система имеет два решения; при r = 2 система имеет два решения:(-2;0), (2;0); при r < 2 система не имеет решений; при 2<r
Учащимся нравится работать с интерактивной доской. Ребята увлеченно раскрашивают свои решения различными инструментами интерактивной доски: лупа, фонарь, шторка, виртуальные цветные перья, палитра – для заливки определенным цветом части плоскости и «волшебное перо». Они сами порой напрашиваются на проверку знаний, чтобы лишний раз поработать на интерактивной доске. Все это наполняет класс подлинным энтузиазмом.
Использование интерактивной доски на уроках математики предоставляет учителю новые возможности для оптимизации процесса обучения, создании содержательных и наглядных заданий, развивающих познавательную активность учащихся, способствует развитию их творческих способностей, что в свою очередь увеличивает интерес обучающихся к математике, повышает мотивацию к учению, формирует их учебно-познавательную, информационную и личностную компетенции. Учащиеся более внимательны, увлечены и заинтересованы, чем при работе на обычной доске. Наглядность интерактивных досок - это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся. Таким образом, преимущество использования интерактивной доски на уроках математики состоит:
- в экономии учебного времени;
- в наглядности и иллюстративности изучаемого материала;
- в возможности многократного использования материала;
- повышение интереса к предмету и, как следствие, повышение мотивации к учению.

При подготовке к обычному уроку, учитель математики часто сталкивается с проблемой построения геометрических фигур и различных функций, работой с координатной плоскостью на обычной доске. Здесь же эти вопросы легко можно решить с помощью встроенных шаблонов.

Так, например, при изучении темы «Координатная плоскость» в 6 классе учащиеся с огромным удовольствием строят точки, получая различные занимательные картинки. Этот процесс становится не утомительным, а увлекательным.
Предложить определить тему урока можно с использованием интерактивной доски и слайда, где учащиеся переносят ответы к примерам. Таким образом, они составляют слово «Координаты». Применение интерактивной доски в этом случае помогает слабым учащимся выбрать свой (по уровню сложности) пример и внести вклад в общую работу.

Слайд с точками на координатной плоскости помогает проверить знания учащихся по чтению координат точек. Кроме этого точки можно перемещать, что позволяет использовать этот слайд в течение нескольких уроков.
Кроме этого можно рассмотреть и игру «Морской бой» (и другие).

Интерактивная доска на уроках геометрии и алгебры
• Использование интерактивной доски позволяет на уроке рационально использовать время, нет необходимости постоянно вытирать доску и чертить необходимые фигуры.
• В коллекции самой доски более тысячи математических объектов: многогранники, тела вращения, координатные прямые и плоскость, окружность, треугольники и т.д. Чертежи получаются наглядными, аккуратными.

• При построении сечений многогранников можно использовать режим записи самого процесса последовательного построения, что позволяет существенно экономить время на уроке.
• Использование интерактивной доски позволяет сохранить в памяти индивидуальную работу учеников для последующей проверки или анализа.


При введении новых понятий с использованием презентаций и чертежей на интерактивной доске задействуются различные виды памяти (слуховая, зрительная, ассоциативная), эффективно отрабатываются новые понятия путем выделения важнейших свойств (за счет наглядности). Это ведет к лучшему пониманию и запоминанию нового материала. При решении существует возможность экспериментировать с условием, причем чертеж на доске изменяется нажатием одной кнопки.
Можно быстро проводить проверку усвоенного материала путем тестирования (фронтального или индивидуального) с последующим разбором.
Преимущества использования интерактивной доски на уроке
1. Экономия времени. Заранее подготовленные чертежи, схемы, текст позволяют экономить время урока, за счет чего повышается плотность урока.
2. Наглядность и интерактивность. Благодаря этому учащиеся активно работают на уроке. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.
3. Многократное использование. Во-первых, вся информация, появляющаяся на доске не стирается, а сохраняется. Для решения новой задачи используется «чистый лист» и в случае возникновения вопросов можно быстро вернуться к ранее решенным задачам, следовательно, нет необходимости восстанавливать условие или решение. Это наиболее существенно, так как задания и решения могут быть восстановлены не только на уроке, но и после него для тех учеников, которые пропустили урок или не вполне хорошо освоили тему. Во-вторых, наглядные материалы и обучающие ресурсы можно хранить в электронном виде и в дальнейшем многократно использовать их. Накапливается электронный банк данных для каждого учителя.
4. Повышается уровень компьютерной компетенции учителя.
5. Школьникам просто нравиться работать с интерактивной доской, учиться становиться интересно и увлекательно.

Одно из важных интерактивных пособий по математике является «Наглядная школа».
Серия «НАГЛЯДНАЯ ШКОЛА» — это комплекс учебных интерактивных нагляд¬ных пособий по всему спектру предметных дисциплин.
Создание серии «Наглядная школа» было обусловлено Правительственной стратегией модернизации образования и требованиями Нового образователь¬ного стандарта (второго поколения), в котором, в частности, говорится: «...Об¬разовательное учреждение должно иметь интерактивный электронный контент по всем учебным предметам, в том числе содержание предметных областей, представленное учебными объектами, которыми можно манипулировать, и про¬цессами, в которые можно вмешиваться...». В рамках этих требований были соз¬даны визуально яркие интерактивные учебные материалы, которые содержат разнообразные образовательные медиаобъекты:
- полноэкранные иллюстрации с текстовыми подписями, комментариями, формулами;
- интерактивные ЗD-модели, которые можно вращать, выбирая требуемое по¬ложение;
- анимации, иллюстрирующие различные явления и изучаемые процессы;
- интерактивные таблицы величин и параметров;
- интерактивные модели явлений, процессов, исследований и экспериментов;
- интерактивный задачник.
Материалы пособий соответствуют как базовому, так и профильному уров¬ням подготовки учащихся по учебным дисциплинам. Их содержание носит уни¬версальный характер, они могут быть использованы при работе с любым учеб¬ником, имеющим гриф Министерства образования и науки РФ и включенным в Федеральный перечень учебников.
Неоспоримым преимуществом этих наглядных пособий является возмож¬ность работы с самыми современными программно-аппаратными решениями использования средств мультимедиа. Это позволяет учителю полномасштабно применять имеющийся на вооружении технический арсенал, в частности инте¬рактивную доску. Пособия «НАГЛЯДНАЯ ШКОЛА» совместимы и одинаково вы-сокоэффективны с любой операционной системой, установленной на пользова¬тельском компьютере (Windows, MAC OS, Linux), они могут формировать систему интерактивного обучения при активном взаимодействии с различными цифро¬выми образовательными ресурсами.
Работа с пособиями «НАГЛЯДНАЯ ШКОЛА» не требует специального обуче¬ния для преподавателя; интерфейс разработки прост и удобен, а главное — ин¬туитивно понятен, поэтому учитель легко его освоит независимо от уровня ИКТ- подготовленности.
Возможности инновационных информационных технологий позволяют реа¬лизовать самые смелые идеи и замыслы практикующих педагогов. Они дают уникальный шанс в полной мере воплотить творческие планы педагога в обра¬зовательном процессе.
ВАЖНО! Отличительной особенностью пособий серии «НАГЛЯДНАЯ ШКОЛА» является их информационно-открытая архитектура. Учитель может не только менять структуру содержимого пособия, но и включать с помощью специального модуля необходимые, по его мнению, дополнительные учебные медиаобъекты.
Встраивание в структуру наглядного пособия новых материалов (будь то текст, графика, звук или видео) позволит практикующему педагогу создать свой уникальный образовательный продукт, адаптированный к выбранной модели и методике обучения, с учетом уровня подготовки учащихся и конечных целей обу¬чения.
Пособия серии «НАГЛЯДНАЯ ШКОЛА» снабжены методическими рекоменда¬циями, куда включены подробные описания всех активных элементов каждого экрана. Это, несомненно, поможет учителям-предметникам легко интегриро¬вать пособие в свою практику преподавания, освоить его методические и ди¬дактические возможности. Кроме того, уникальная возможность, позволяющая моделировать структуру и комплект учебных материалов пособия, в зависимо¬сти от содержательных и методических особенностей работы преподавателя, сделает этот процесс педагогически продуктивным.
Применение пособий серии «НАГЛЯДНАЯ ШКОЛА» в учебном процессе
Согласно Правительственной стратегии модернизации образования и требо¬ваниям Нового образовательного стандарта (второго поколения), в основу об¬новленного содержания общего образования должны войти учебные материа¬лы, которые позволяют сформировать у учащихся:
- умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации;
- навыки самостоятельной работы с электронными образовательными ре¬сурсами;
- навыки самообразования, выработку академической мобильности уча¬щихся;
- навыки самоконтроля',
- умения сформулировать задачу и коллективно её решить;
- навыки работы в команде (умениям отстаивать свои идеи и считаться с иде¬ями других).
Конечной целью образовательного процесса должно стать умение уча¬щихся:
- владеть основами научных методов познания окружающего мира и совре¬менной инновационной деятельностью;
- осуществлять исследовательскую, проектную и информационную деятель¬ность;
- хранить, защищать, передавать и обрабатывать информацию, переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и наоборот;
- использовать готовые компьютерные программы в процессе решения разно¬го рода задач, построения и проведения экспериментов и наблюдений. Выполнение этих образовательных и воспитательных задач осуществля¬ется при помощи структурной организации пособий «НАГЛЯДНАЯ ШКОЛА», их содержательного наполнения,
- функционального аппарата и возможности мас¬штабирования учебных материалов. При этом работа с пособиями позволяет учитывать подготовленность целевой аудитории, индивидуальный замысел пре-подавателя и решаемые в данный момент педагогические задачи. Всё это дает право говорить о пособиях «НАГЛЯДНАЯ ШКОЛА» как о средстве модернизации в области содержательной компоненты общего образования.
Разработки этой серии соответствуют всем дидактическим требованиям, предъявляемым к мультимедийным средствам обучения:
- требованию адаптивности — приспособляемости к индивидуальным воз¬можностям обучающегося;
- требованию интерактивности — должно иметь место взаимодействие уча¬щегося с мультимедийным средством обучения (наглядным пособием);
- требованию реализации возможностей компьютерной визуализации учебной информации;
Возможности наглядного пособия позволяют аналогичным образом сформи¬ровать портфолио ученика. Это является инструментом самооценки ученика, оценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности.
Учебные материалы серии «НАГЛЯДНАЯ ШКОЛА» позволят педагогу-предметнику продуктивно использовать свой творческий потенциал на любом этапе традиционного урока и в различных видах образовательной деятельности:
- во время объяснения новой темы, как качественный и высокотехнологич¬ный наглядный материал;
- в качестве иллюстративной компоненты, сопровождающей доклады, со¬общения, творческие эссе учащихся;
- во время фронтального опроса, с целью актуализации знаний учащихся по данной теме;
- для самостоятельной работы учащихся, как в компьютерном классе, так и во внеурочное время с домашним персональным компьютером (ПК) в каче¬стве наглядного пособия по изучаемому предмету;
- для индивидуальной работы учащихся, как в компьютерном классе, так и во внеурочное время дома, в качестве материалов для самоконтроля и само¬проверки;
- в качестве пояснительных материалов, используемых для сопровождения ответов учащихся во время индивидуального опроса.
Таким образом, с помощью пособий серии «Наглядная школа» учитель легко сможет реализовать способность работать новаторски, проявить креативность мышления, достичь более высоких качественных результатов как в руководстве познавательным трудом обучающихся, так и в самореализации профессиональ¬ных способностей.
- Я, на уроках математики, применяю эти диски для объяснения нового материала, для проверки знаний учащихся.
Например, в 9 классе по теме: «Преобразование графиков функций» учащиеся смотрят на закономерности коэффициентов квадратичной функции, строят графики и после проверяют правильность. Эту тему можно проверять много раз с разными коэффициентами, а также добавлять свои слайды в эту программу и после видеть их.
В 10-11 классах проблемная тема у старшеклассников при подготовке к ЕГЭ решать геометрические задачи с сечениями и многогранниками. Этот диск помогает с использованием кнопки «Интерактив» запускать интерактивные модели. У учащихся появляется возможность видеть реалистические двухмерные и трехмерные объекты учебного материала, наблюдать их в динамике и даже управлять их свойствами. Очевидно, что использование интерактивных технологий в обучении дает качественно новое решение для реализации эффективного наглядного преподавания школьных предметов. Отмечу, что интерактивные модели имитируют функционирование объектов из реальности подобно тому, как это происходит обычно в голове человека, и это качественно кардинально меняет характер процесса обучения. Приближение учебного материала до уровня осознанной реальности повышает уровень восприятия учащимися изучаемых объектов, повышает степень усвоения знаний. Интерактивная модель может быть с одинаковым успехом применена в различных педагогических жанрах: демонстрация, моделирование, конструирование различных ситуаций и процессов, исследовательская работа, тестирование и решение задач. В любом из них интерактивная технология обеспечивает углубление деятельностного подхода в обучении и реализует на практике вараинт развивающего обучения.
Важно понимать, что использование только интерактивной доски не решит всех учебных проблем. И учителя совсем не обязаны работать с ней постоянно, на каждом уроке. Но использование ее делает урок увлекательным и динамичным.
Несмотря на все преимущества интерактивной доски, будет справедливо отметить, необходимость сочетания ее применения на уроках с традиционными методами обучения. Учащиеся не должны утратить навыки работы с учебником, дополнительной литературой, наглядными пособиями. Учитель должен четко определить целесообразность и дозированность применения интерактивной доски, являющейся одним из инструментов педагогической деятельности и требующей соответствующего ему применения. И все же современному учителю необходимо научиться умело, использовать имеющийся на вооружении технический арсенал – революционный инновационный продукт технического прогресса, для эффективной организации учебного процесса.
Категория: Учителя | Добавил: Синти
Просмотров: 1157 | Загрузок: 39 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Морозные дни
Морозные дни
Рейтинг сайтов
Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов
Народный ревизорро
VK
Школьное питание
Школьное питание
Поиск
Друзья сайта
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?