Класс:9 Тема: Сложноподчинённые предложения с придаточным условия. Цель: познакомить учащихся с особенностями структуры сложноподчинённых предложений с придаточными условными. Задачи: 1. Научить учащихся находить СПП с придаточными условными в тексте, формировать умение отличать СПП с придаточными условными от СПП с придаточными, внешне сходными с ними; использовать СПП с придаточными условными в речи, подготовить к сдаче ГИА. 2.Развивать способности обучающихся по анализу и сопоставлению языковых явлений; организовать применение обучающимися знаний и опыта деятельности с целью формирования у них нового опыта познавательной деятельности. 3.Формировать культуру речевого поведения в процессе учебного диалога; прививать интерес к изучению русского языка через повышение мотивации к работе с учебным материалом, воспитывать живой интерес к языковым явлениям. Оборудование, наглядность: мультимедийный комплекс, презентация, отрывок из фильма «Кавказская пленница» (режиссёр Л.Гайдай), запись песни «Если б не было школ» (музыка В.Шаинского, слова Ю.Энтина), рабочие листы. Ход урока. Оргмомент. Мотивация урока. - Любите ли вы мечтать, как люблю это я? Сегодня на уроке я предлагаю вам побыть мечтателями. Почему именно ими, вы узнаете чуть позже. - А сейчас я хотела бы поделиться с вами своей мечтой: я мечтаю, чтобы все вы сдали экзамены только на «4» и «5». Как воплотить эту, надеюсь, и вашу мечту в жизнь? - Не будем терять времени, приступаем к осуществлению нашей мечты. - На какие два столбика можно разделить эти слова? (На проверяемые и чередующиеся гласные в корне слова.) Полагаются, горнист, касание, гореть, избирательный, помирить, помирать, наслаждаться, пловец, скакать, ворота, роса, росток, промокательный, читать, сочетать.
Проверьте по ключу: Проверяемые гласные в корне слова горнист помирить наслаждаться ворота роса читать Чередующиеся гласные в корне слова полагаются касание гореть избирательный росток промокательный сочетать
- Поднимите руки, кто справился с заданием. - Что можно порекомендовать тем, кто допустил ошибки? - К следующему уроку повторите корни с чередующимися гласными. - Где поможет нам умение отличать безударные проверяемые гласные в корне слова от чередующихся? (При выполнении задания А 5 ГИА.) Выполним задание А 5: Укажите слово с чередующейся гласной корня. 1. 1)смиренный 3)отмирающий 2)читальный 4)узорный 2. 1)примерять 3)горевать 2)зоревать 4)прочитать 3.1)наклонить 3)смириться 2)клонировать 4)покосившаяся Ключ: 3,2,1 Целеполагание. - Первый шаг к осуществлению нашей мечты мы уже сделали. - Мечты бывают разные: высокие и приземлённые. А вот о чём мечтает герой фильма «Кавказская пленница». Посмотрите отрывок (песня «Если б я был султан» ) подумайте, над какими придаточными нам предстоит работать и сформулируйте тему урока. ( Сложноподчинённые предложения с придаточным условия.) -Какие задачи предстоит решить? - Чтобы достичь цели, на какие вопросы мы должны ответить?( На какие вопросы отвечают придаточные условия? К чему относятся? Где находятся по отношению к главному? Чем присоединяются к главному?) Формирование новых знаний. - Обратимся к высказываниям о мечте известных людей. Работая над афоризмами, найдите ответы на поставленные вопросы.
Исследование предложений. Работа в парах. 1.Если ты можешь мечтать, то можешь воплотить свои мечты в жизнь. – Уолт Дисней 2.Когда ты желаешь чего-нибудь очень сильно, вся Вселенная помогает тебе достигнуть этого. – Пауло Коэльо 3.Коли вы хотите иметь то, что никогда не имели, – начните делать то, что никогда не делали. – Ричард Бах 4. Будь готова попасть под дождь, раз мечтаешь о радуге,– Долли Партон
Выводы учащихся. Отвечают на вопросы: при каком условии? Используются союзы: если (если… то), если бы, как скоро, раз, коли, ежели, когда (= если). Место по отношению к главному предложению: любое. Придаточное относится ко всему главному.
- Где можете проверить ваши предположения? (В учебнике на с. 106 и с. 63) - Что ещё можно добавить к сказанному вами? - Перечислите друг другу союзы CПП с придаточным условным.
Закрепление. Прочитайте текст, определите тему и идею, выпишите только СПП с придаточным условия, составьте схемы этих предложений. (1 учащийся на доске выписывает номера СПП с придаточным условным и составляет схемы.) О мечте. 1.Мечта обладает и большой силой, и большой слабостью. 2.Если заберёте у человека мечту, жизнь окажется бессмысленной. 3.Мечта, как маяк, освещает весь путь нашей жизни. 4.Однако, коли быть объективным, мечта может оказаться и самым большим самообманом. 5..Попробуем в этом разобраться. 6.Типичная ситуация: человек молод, здоров, красив. 7.«Молод, здоров, красив» - никак им не оценивается. 8.Это дано от природы и воспринимается как нечто естественное, как что-то, что должно быть всегда. 9.То, что мы имеем, обычно мы не ценим, но зато хорошо чувствуем, чего у нас нет. 10.Нет денег, нет положения, нет образования и т.п. 11.А раз чего-то нет, значит, нет полноты жизни, нет основы для счастья, нет повода для радости. 12.Тогда появляется мечта. 13.Она предполагает, что все недостающее появится, а значит, появится и само счастье. 14.Счастлив тот, у кого есть мечта. 15.Если мечта сбылась, исчезает томительнее, но сладкое, ожидание, исчезает сказка. 17.Мечтайте, призываю я вас. 18.Мечта есть самое приятное, самое верное, самое интересное общество: оно делает течение времени незаметным. Идея текста: мечтать нужно, иначе жизнь становится бессмысленной. Проверка. Проблемный вопрос. -Какое из этих предложений с придаточным условным? Устная работа. Когда все виноваты, тогда никто не виноват. (Придаточное условное). Когда солнце поднимается над лесом, я невольно радуюсь. (Придаточное времени). Человек не может жить, когда не надеется на лучшее. (Придаточное условное). Петька очень не любил, когда ему повторяли уже сказанное. (Придаточное изъяснительное). В июле мы поедем в Сочи, когда сможем достать путёвки. (Придаточное условное). Цветение чайной розы совпадает с самыми короткими ночами, когда соловьиные трели раздаются повсюду. (Придаточное определительное). - Наверняка каждый из вас хотя бы раз мечтал о том, чтобы не было школы, не нужно было бы учить уроки. Если представить, что школы исчезли, что может тогда произойти? Послушаем версию авторов песни «Если б не было школ».
Конструирование предложений. - Предложите свои версии, что могло бы случиться, исчезни все школы. Постарайтесь использовать в своих предложениях с придаточными условия союзы, которые сегодня звучали редко.
- Знание союзов CCП с придаточными условными пригодится вам при выполнении задания В 7 ГИА.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. 1. Одни люди относятся к неисправимым мечтателям, (1) а другие считают, (2) что совершенно не умеют мечтать. Всем им помогут афоризмы и цитаты о мечте, (3) оставленные в дар человечеству великими и известными людьми, (4) многого достигшими в своей жизни. (2)
2. Не жалуйся, (1)что твои мечты не сбылись. Ты мечтай, (2) а когда-нибудь всё обязательно сбудется, (3) если человек никогда не мечтал, то он заслуживает жалости. (1,3)
3. Раз человек уверенно движется по направлению к своей мечте и стремится жить такой жизнью, (1) какую он себе вообразил, (2) то успех придет к нему в самый обычный час и совсем неожиданно. (1,2) Самопроверка по ключу.
Итог. Рефлексия. - Мечтатель-это хороший человек? При каком условии? (Если мечты направлены на созидание, а не на разрушение.) - Какому мечтателю не следует уподобляться? Почему? (Манилову: ни одна его мечта не претворилась в жизнь, его мечты пусты.) - Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока. - Мы эти задачи решили? - На какие вопросы нашли ответы? - Что для вас на уроке было легко? -В чём вы затруднялись? - Оцените свою работу на уроке на лестнице успеха, насколько вы приблизились к осуществлению нашей мечты.
Домашнее задание. http://ege.yandex.ru/russian-gia/- вариант 3. Упражнение 170 или 171 (на выбор), повторить корни с чередующимися гласными.
Рабочий лист
Наблюдения над предложениями.
1.Если ты можешь мечтать, то можешь воплотить свои мечты в жизнь. – Уолт Дисней 2.Когда ты желаешь чего-нибудь очень сильно, вся Вселенная помогает тебе достигнуть этого. – Пауло Коэльо 3.Коли вы хотите иметь то, что никогда не имели, – начните делать то, что никогда не делали. – Ричард Бах 4. Будь готова попасть под дождь, раз мечтаешь о радуге,– Долли Партон
О мечте. О мечте. 1.Мечта обладает и большой силой, и большой слабостью. 2.Если заберёте у человека мечту, жизнь окажется бессмысленной. 3.Мечта, как маяк, освещает весь путь нашей жизни. 4.Однако, коли быть объективным, мечта может оказаться и самым большим самообманом. 5..Попробуем в этом разобраться. 6.Типичная ситуация: человек молод, здоров, красив. 7.«Молод, здоров, красив» - никак им не оценивается. 8.Это дано от природы и воспринимается как нечто естественное, как что-то, что должно быть всегда. 9.То, что мы имеем, обычно мы не ценим, но зато хорошо чувствуем, чего у нас нет. 10.Нет денег, нет положения, нет образования и т.п. 11.А раз чего-то нет, значит, нет полноты жизни, нет основы для счастья, нет повода для радости. 12.Тогда появляется мечта. 13.Она предполагает, что все недостающее появится, а значит, появится и само счастье. 14.Счастлив тот, у кого есть мечта. 15.Если мечта сбылась, исчезает томительнее, но сладкое, ожидание, исчезает сказка. 17.Мечтайте, призываю я вас. 18.Мечта есть самое приятное, самое верное, самое интересное общество: оно делает течение времени незаметным.
Задание В 7 . В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
1. Одни люди относятся к неисправимым мечтателям, (1) а другие считают, (2) что совершенно не умеют мечтать. Всем им помогут афоризмы и цитаты о мечте, (3) оставленные в дар человечеству великими и известными людьми, (4) многого достигшими в своей жизни.
2. Не жалуйся, (1)что твои мечты не сбылись. Ты мечтай, (2) а когда-нибудь всё обязательно сбудется, (3) если человек никогда не мечтал, то он заслуживает жалости.
3. Раз человек уверенно движется по направлению к своей мечте и стремится жить такой жизнью, (1) какую он себе вообразил, (2) то успех придет к нему в самый обычный час и совсем неожиданно.
Домашнее задание. http://ege.yandex.ru/russian-gia/- вариант 3. Упр. 170 или 171, повторить корни с чередующимися гласными.