Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
ГосУслуги
Электронный дневник Заявка в техподдержку
Категории раздела
Учителя [100]
Материалы для работы учителей-предметников
Администрация [25]
Материалы для работы администрации школы
Классные руководители [15]
Материалы для работы классных руководителей
Конкурсы [1]
Положения, приказы по конкурсам
Наш опрос
Как вы относитесь к введению ФГОС ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью?
Всего ответов: 99
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Учителя

Урок литературы "Песни и стихи о войне"
[ · Скачать удаленно () ] 20.11.2014, 18:02
Класс:8
Тема: Песни и стихи о войне.
Цель: познакомить со значением песен и поэзии в годы Великой Отечественной войны.
Задачи: 1.Продолжить формирование умений школьников анализировать и интерпретировать художественный текст.
2.Способствовать развитию литературных способностей учащихся:
- эмоциональной чуткости к слову;
- образной конкретизации и образному обобщению словесных образов.
3.Воспитание уважительного отношения к историческому прошлому своей страны, чувства патриотизма.
Оборудование, наглядность: мультимедийное оборудование, презентация, листы бумаги, цветные карандаши (краски), лист с напечатанным словом «ВОЙНА», хроника 40-х годов.
Ход урока.
Оргмомент.
Интрига.
- Какой сегодня прекрасный солнечный денёк. Если бы сегодняшний день был воскресеньем, чем бы вы предпочли заняться?
Играет танго «Брызги шампанского», на экране кадры довоенной хроники.
- В воскресенье, 22 июня 1941 года ваши ровесники, их родители и родственники планировали, как проведут свой выходной: кто-то спешил в кинотеатр, кто-то на пикник к берегу реки, но этим планам помешала война.
Чтение стихотворения «Сороковые» ( фоном звучит мелодия М.Таривердиева «До свидания, мальчики.) Слайд .
Сороковые
Сороковые, роковые, военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные и перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы. Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы кочуют с запада к востоку…
А это я на полустанке в своей замурзанной ушанке,
Где звёздочка не уставная, а вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете, худой, весёлый и задорный.
И у меня табак в кисете, и у меня мундштук наборный.
И я с девчонкой балагурю, и больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю, и всё на свете понимаю.
Как это было! Как совпало – война, беда, мечта и юность!
И это всё в меня запало и лишь потом во мне очнулось!..
Сороковые, роковые, свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России, а мы такие молодые!

- Попробуем подобно героям фильма «Мы из будущего» перенестись в 1941 год.
На экране:
2014 год. Дети на уроке, кадры становятся чёрно-белыми, крупным планом показаны сидящие за партой 2 пионера, мальчик и девочка, пишут в тетради перьевыми ручками. В тетрадях записи: …апреля 1941 года
Классная работа.
Следующий кадр- объявление о начале войны, бывшая школьница провожает одноклассников на фронт.
- Скажите, ребята, что вы увидели на войне?
На доске ассоциативный ряд:
ВОЙНА

Да, война – это страшно, это боль, это смерть. Но что помогло нашим солдатам выжить? Что вселяло уверенность в их сердца?
- О чём же наш урок?
Запись темы.
- Каждый для себя решите, что бы вы хотели получить от сегодняшнего урока.
Слайд .
Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
В.И.Лебедев–Кумач
Война и песня… Что может быть общего между ними. Казалось бы тяготы военного времени не оставляют места для песен. И тем не менее песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою, она вдохновляла бойцов. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогала мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники, поэтому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен. Иной старшина даже требовал, чтобы солдаты знали строевые песни как личное оружие. Говорилось, что фронтовая песня — это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.
От песни сердцу было тесно:
Она вела на смертный бой,
Чтобы громить врага под эту песню,
Защищая Родину собой.
- Ярким примером этого стала песня «Катюша».
Сообщение учеников . Слайд .
Родилась песня «Катюша» в 1938 году. Однажды композитора Матвея Блантера пригласили в редакцию одного журнала. Известный литератор Василий Регинин познакомил его там с поэтом Михаилом Исаковским и попросил написать песню для будущего первого номера. «И вообще, мне кажется, что вы должны работать вместе!» - заявил Василий Александрович…
- Я очень благодарен Регинину, - рассказывает Матвей Исаакович Блантер, - эта встреча вызвала к жизни много песен. Однажды в машине говорю поэту, что мне нужна песенка для программы джаз-оркестра, которым я руковожу. И в ответ Исаковский вдруг читает мне строчки, которые, по словам поэта, кажутся ему музыкальными:
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой…
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой…
Записываю слова, как-то сразу проникшись их поэтичностью, чистотой и, пожалуй, танцевальностью – я почувствовал её в игре ударений: на берег, на высокий берег. И начинаю про себя напевать…
Мелодия сложилась очень быстро, но стихов, кроме первых восьми строчек не было. Тогда поэт и композитор договорились, что в песне пойдёт речь о пограничнике и о верной Катюшиной любви к нему…
Договорились и уехали отдыхать в Крым – Исаковский в Ялту, Блантер в Мисхор.
« А песня для программы была очень нужна, - продолжает Блантер. – Дирижер нашего оркестра Виктор Кнушевицкий не переставал напоминать мне об этом, поэтому я приезжал в Ялту и приставал к Исаковскому до тех пор, пока он не отдал мне большой лист бумаги, весь исписанный вариантами стихов. Мы выбрали из них строчки, ставшие «Катюшей».
Премьера песни состоялась в Колонном зале Дома союзов. «Катюша» имела огромный успех, первой её исполнительнице, молодой певице Валентине Батищевой пришлось исполнять песню трижды!
Прослушивание песни. Слайд .
- За что же люди полюбили эту песню?
Индивидуальное задание. (Исследование языка песни.)
(В песенных стихах Исаковского, очень народных в своей основе, с характерными для русского фольклора сравнениями (например, любимого с сизом орлом), с лаконичным и поэтически образным описанием весенней природы – столько светлого ощущения жизни, звонкой радости, а мелодия Блантера – яркая, запоминающаяся, танцевально-маршевая по ритму, озорная – полна при этом такой лирической силы, такого обаяния, что не полюбить «Катюшу» было просто невозможно. И люди полюбили её. )
- Каким настроением проникнуто это стихотворение ?
- Посмотрите на 4 строфу .
Пусть он вспомнит девушку простую,
Пусть услышит, как она поет,
Пусть он землю бережет родную,
А любовь Катюша сбережет.
- Какой приём использовал автор?
- Что даёт многократное повторение частицы пусть? (Повторение частицы пусть подчёркивает, что несмотря на все тяготы, Катюша сбережёт любовь.)
- Какова композиция песни? В чём её особенность? (Кольцевая композиция.)
- Несмотря на законченность произведения, возможно ли продолжение?
- Были и продолжения, и другие варианты. Вот один из них:
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша ,
А за нею немец молодой.
«Подарю тебе, Катюша, бусы,
Подарю я перстень золотой.
На тебе, Катюша, я женюся,
Увезу в Германию с собой».
Но Катюша смело отвечала:
«Не тебе я, фрицу, отдана.
Меня любит чернобровый Ваня,
О котором знает вся страна.»
Немец сразу понял, в чем тут дело,
Что Катюшу любит партизан.
Закурил с досады папироску,
На Катюшу он навел наган.
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Умерла красавица Катюша,
Умерла Катюша, как герой.
- Ребята, готовясь к уроку, нашли интересные факты о «Катюше».
• Именем песни народ окрестил новое оружие, наводившее ужас на ужас на врага — ракетные минометы БМ.
• В селе Всходы, Угранского района (недалеко от деревни Глотовка — родины М. Исаковского) в Доме культуры, расположен музей песни «Катюша». Слайд.
Прослушивание 2-го куплета песни.
- Сравните услышанную вами песню и текст, напечатанный в учебнике. Что вы заметили?
- Оказывается, Исаковским был написан и другой последний куплет, исполнявшийся редко:
Отцветали яблони и груши,
Уплыли туманы над рекой.
Уходила с берега Катюша,
Уносила песенку домой.

- Как, по-вашему, эта песня воздействовала на солдат? (Воодушевляла их, поддерживала в трудную минуту.)
- Но были и песни, заставлявшие задуматься над тем, что война – это великая трагедия.
Прослушивание песни «Враги сожгли родную хату». Слайд.
- Почему стихотворение Исаковского можно назвать повестью?
- Каким настроением проникнуто это стихотворение?
Проведём небольшое исследование, рассмотрим, с помощью каких средств автору удалось так воздействовать на нас.
1 группа – цветовые ассоциации (учащиеся с низкой мотивацией изображают цветом это стихотворение и объясняют, почему выбрали именно эти цвета);
2 группа – фоносемантический анализ (учащиеся подсчитывают количество звуко-букв, в целях экономии времени желательно определить, кто какую звуко-букву считает);
А – густо-красный
О- светло-жёлтый, белый
Е- зелёный
И- синий
Ы- тёмно-коричневый, чёрный
У- тёмно-синий, лиловый.
3 группа – средства художественной выразительности.
Эпитеты: глубокое горе, широкий стол, бутылку горькую, несбывшиеся надежды, камень гробовой и др.
Олицетворения: нести печаль
Сравнения: словно комья застряли в горле у него.
Проверка. Слайд.
- Почему в основном поэт использует только эпитеты, стихотворение не изобилует средствами художественной выразительности?
- Ребята, что приходилось преодолевать солдатам во время наступления?
- А ещё огромные расстояния нашей необъятной Родины .
- “Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! и как чудна она сама, эта дорога”, - сказал когда-то Н.В.Гоголь . Такое ли чувство испытывали русские солдаты, идущие в наступление или вынужденные отступать?
«Дороги» - поёт вокальная группа. Слайд.
- Какой мотив звучит в этой песне?
- Почему песню «Дороги» называют исповедью?
- Какие образы, присущие народной поэзии, вы встретили в произведении Л. Ошанина ? (Дорога, ворон, степь, солнце.)
Итог урока:
По мнению известного поэта Константина Симонова, «писать о войне трудно. Писать о ней, как только о чём-то парадном, торжественном и лёгком деле, нельзя. Это будет ложью. Писать только о тяжёлых днях и ночах, только о грязи окопов и холоде сугробов, только о смерти и крови – это тоже значит лгать, ибо всё это есть, но писать только об этом – значит, забывать о душе, о сердце человека, сражающегося на этой войне».
Заключительная беседа.
- Как вы поняли, почему писать о войне трудно?
- Как вы думаете, почему именно в военные годы было написано так много стихов и песен?
-Что сближает фронтовые песни с песнями народными, как вы думаете?
- Так ли уж необходимы нам страницы и строки о Великой Отечественной войне?
- Она отдалилась от нас более чем на полвека, а о ней появляются всё новые произведения. «Завершится» ли она, эта тема? Или Великой Отечественной суждена бесконечная жизнь?
При входе на Пискарёвское кладбище в Санкт-Петербурге читаем: «Никто не забыт, ничто не забыто» - последние слова реквиема, созданного Ольгой Берггольц (запомните имя поэта, неотделимое от героической эпохи осаждённого Ленинграда.) Слайд.
«Эта память – наша совесть», - сказал поэт Юрий Воронов.
- Так нужна ли нам память о войне?
- Я соглашусь с вами, конечно, нужна, и добавлю:
… Это надо не мёртвым!
Это надо живым!
- Многие ваши ровесники с уважением относятся к тому времени, к ветеранам войны. Мне приятно, что ваша одноклассница, никогда не бывавшая не войне, сумела почувствовать эту великую трагедию и передать ужас войны в своём стихотворении.
Стихотворение Ани Иващенко (фоном звучит «Лакримоза» Моцарта) . (Приложение.)
Слайд.
Домашнее задание ( на выбор):
а) Составить отзыв по уроку.
б) Сочинить стихотворение или песню о Великой Отечественной войне.
в) Написать письмо ветерану со словами благодарности.
Оценки.




Вариант песни «Катюша».
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша ,
А за нею немец молодой.
«Подарю тебе, Катюша, бусы,
Подарю я перстень золотой.
На тебе, Катюша, я женюся,
Увезу в Германию с собой».
Но Катюша смело отвечала:
«Не тебе я, фрицу, отдана.
Меня любит чернобровый Ваня,
О котором знает вся страна.»
Немец сразу понял, в чем тут дело,
Что Катюшу любит партизан.
Закурил с досады папироску,
На Катюшу он навел наган.
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Умерла красавица Катюша,
Умерла Катюша, как герой.

Война ( А.Иващенко)
В то время, когда воевала страна,
Мы с бабушкой жили в заброшенном доме.
Со всеми копали окопы с утра
И целыми днями работали в поле.
Порой очень трудно со мной было ей .
В свои десять лет я увидел немало
И вмиг повзрослел Яша Друбич, еврей,
Когда на глазах мамы Сары не стало.
Тем утром проснулся от криков людей.
На улице танки деревню крушили.
Вокруг все кричали: «Спасайтесь скорей!»,
Но крики, казалось, бессмысленны были.
Фашисты дотла всю деревню сожгли,
Но мне повезло – я в окопе укрылся.
Наверное, ангелы мне помогли,
Ведь всё это время я Богу молился.
Забыть поскорей я хотел обо всём,
Я крепко уснул, но от шума проснулся.
Стоял предо мною каратель живьём,
С испуга я сжался и в землю уткнулся.
Подвёл он меня к большой группе ребят,
Таких же, как я, выживших на пепелище.
- Нас в лагерь везут. Здесь так все говорят, -
Сказал мне Аарон, самый старший мальчишка.
Мы жили в бараках, водой нас кормили,
Одежду носили с умерших больных.
Для немцев рабами бесплатными были.
Как люто мы все ненавидели их.
На наших глазах всех евреев сжигали,
А завтра и я могу в печку пойти.
Работали мы там, где трупы сгнивали,
Но верили в то, что нас могут спасти.
С Аароном мы стали большими друзьями.
Подбадривал он, если я уставал.
Мы знали, что будет победа за нами.
Мы ждали не зря, и вот день тот настал.
Фашисты вдруг в панике всё побросали:
На них наступал партизанский отряд.
Всех выживших в руки врачей передали.
Вот так и закончился весь этот ад.
И даже сейчас, когда мне девяносто,
Никак не могу я всё это забыть.
И помните все, как нам было непросто.
И знайте, что так не должно больше быть.

Родилась песня «Катюша» в 1938 году. Однажды композитора Матвея Блантера пригласили в редакцию одного журнала. Известный литератор Василий Регинин познакомил его там с поэтом Михаилом Исаковским и попросил написать песню для будущего первого номера. «И вообще, мне кажется, что вы должны работать вместе!» - заявил Василий Александрович…
- Я очень благодарен Регинину, - рассказывает Матвей Исаакович Блантер, - эта встреча вызвала к жизни много песен. Однажды в машине говорю поэту, что мне нужна песенка для программы джаз-оркестра, которым я руковожу. И в ответ Исаковский вдруг читает мне строчки, которые, по словам поэта, кажутся ему музыкальными:
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой…
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой…
Записываю слова, как-то сразу проникшись их поэтичностью, чистотой и, пожалуй, танцевальностью – я почувствовал её в игре ударений: на берег, на высокий берег. И начинаю про себя напевать…
Мелодия сложилась очень быстро, но стихов, кроме первых восьми строчек не было. Тогда поэт и композитор договорились, что в песне пойдёт речь о пограничнике и о верной Катюшиной любви к нему…
- Договорились и уехали отдыхать в Крым – Исаковский в Ялту, Блантер в Мисхор.
« А песня для программы была очень нужна, - продолжает Блантер. – Дирижер нашего оркестра Виктор Кнушевицкий не переставал напоминать мне об этом, поэтому я приезжал в Ялту и приставал к Исаковскому до тех пор, пока он не отдал мне большой лист бумаги, весь исписанный вариантами стихов. Мы выбрали из них строчки, ставшие «Катюшей».
Премьера песни состоялась в Колонном зале Дома союзов. «Катюша» имела огромный успех, первой её исполнительнице, молодой певице Валентине Батищевой пришлось исполнять песню трижды!
Категория: Учителя | Добавил: Светлана56
Просмотров: 2069 | Загрузок: 442 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Морозные дни
Морозные дни
Рейтинг сайтов
Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов
Народный ревизорро
VK
Школьное питание
Школьное питание
Поиск
Друзья сайта
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?