Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
Каталог файлов
Урок литературы "Песни и стихи о войне"
|
[
· Скачать удаленно ()
]
| 20.11.2014, 18:02 |
Класс:8 Тема: Песни и стихи о войне. Цель: познакомить со значением песен и поэзии в годы Великой Отечественной войны. Задачи: 1.Продолжить формирование умений школьников анализировать и интерпретировать художественный текст. 2.Способствовать развитию литературных способностей учащихся: - эмоциональной чуткости к слову; - образной конкретизации и образному обобщению словесных образов. 3.Воспитание уважительного отношения к историческому прошлому своей страны, чувства патриотизма. Оборудование, наглядность: мультимедийное оборудование, презентация, листы бумаги, цветные карандаши (краски), лист с напечатанным словом «ВОЙНА», хроника 40-х годов. Ход урока. Оргмомент. Интрига. - Какой сегодня прекрасный солнечный денёк. Если бы сегодняшний день был воскресеньем, чем бы вы предпочли заняться? Играет танго «Брызги шампанского», на экране кадры довоенной хроники. - В воскресенье, 22 июня 1941 года ваши ровесники, их родители и родственники планировали, как проведут свой выходной: кто-то спешил в кинотеатр, кто-то на пикник к берегу реки, но этим планам помешала война. Чтение стихотворения «Сороковые» ( фоном звучит мелодия М.Таривердиева «До свидания, мальчики.) Слайд . Сороковые Сороковые, роковые, военные и фронтовые, Где извещенья похоронные и перестуки эшелонные. Гудят накатанные рельсы. Просторно. Холодно. Высоко. И погорельцы, погорельцы кочуют с запада к востоку… А это я на полустанке в своей замурзанной ушанке, Где звёздочка не уставная, а вырезанная из банки. Да, это я на белом свете, худой, весёлый и задорный. И у меня табак в кисете, и у меня мундштук наборный. И я с девчонкой балагурю, и больше нужного хромаю, И пайку надвое ломаю, и всё на свете понимаю. Как это было! Как совпало – война, беда, мечта и юность! И это всё в меня запало и лишь потом во мне очнулось!.. Сороковые, роковые, свинцовые, пороховые… Война гуляет по России, а мы такие молодые!
- Попробуем подобно героям фильма «Мы из будущего» перенестись в 1941 год. На экране: 2014 год. Дети на уроке, кадры становятся чёрно-белыми, крупным планом показаны сидящие за партой 2 пионера, мальчик и девочка, пишут в тетради перьевыми ручками. В тетрадях записи: …апреля 1941 года Классная работа. Следующий кадр- объявление о начале войны, бывшая школьница провожает одноклассников на фронт. - Скажите, ребята, что вы увидели на войне? На доске ассоциативный ряд: ВОЙНА
Да, война – это страшно, это боль, это смерть. Но что помогло нашим солдатам выжить? Что вселяло уверенность в их сердца? - О чём же наш урок? Запись темы. - Каждый для себя решите, что бы вы хотели получить от сегодняшнего урока. Слайд . Кто сказал, что надо бросить Песню на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне. В.И.Лебедев–Кумач Война и песня… Что может быть общего между ними. Казалось бы тяготы военного времени не оставляют места для песен. И тем не менее песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою, она вдохновляла бойцов. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогала мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники, поэтому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен. Иной старшина даже требовал, чтобы солдаты знали строевые песни как личное оружие. Говорилось, что фронтовая песня — это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая. От песни сердцу было тесно: Она вела на смертный бой, Чтобы громить врага под эту песню, Защищая Родину собой. - Ярким примером этого стала песня «Катюша». Сообщение учеников . Слайд . Родилась песня «Катюша» в 1938 году. Однажды композитора Матвея Блантера пригласили в редакцию одного журнала. Известный литератор Василий Регинин познакомил его там с поэтом Михаилом Исаковским и попросил написать песню для будущего первого номера. «И вообще, мне кажется, что вы должны работать вместе!» - заявил Василий Александрович… - Я очень благодарен Регинину, - рассказывает Матвей Исаакович Блантер, - эта встреча вызвала к жизни много песен. Однажды в машине говорю поэту, что мне нужна песенка для программы джаз-оркестра, которым я руковожу. И в ответ Исаковский вдруг читает мне строчки, которые, по словам поэта, кажутся ему музыкальными: Расцветали яблони и груши, Поплыли туманы над рекой… Выходила на берег Катюша, На высокий берег на крутой… Записываю слова, как-то сразу проникшись их поэтичностью, чистотой и, пожалуй, танцевальностью – я почувствовал её в игре ударений: на берег, на высокий берег. И начинаю про себя напевать… Мелодия сложилась очень быстро, но стихов, кроме первых восьми строчек не было. Тогда поэт и композитор договорились, что в песне пойдёт речь о пограничнике и о верной Катюшиной любви к нему… Договорились и уехали отдыхать в Крым – Исаковский в Ялту, Блантер в Мисхор. « А песня для программы была очень нужна, - продолжает Блантер. – Дирижер нашего оркестра Виктор Кнушевицкий не переставал напоминать мне об этом, поэтому я приезжал в Ялту и приставал к Исаковскому до тех пор, пока он не отдал мне большой лист бумаги, весь исписанный вариантами стихов. Мы выбрали из них строчки, ставшие «Катюшей». Премьера песни состоялась в Колонном зале Дома союзов. «Катюша» имела огромный успех, первой её исполнительнице, молодой певице Валентине Батищевой пришлось исполнять песню трижды! Прослушивание песни. Слайд . - За что же люди полюбили эту песню? Индивидуальное задание. (Исследование языка песни.) (В песенных стихах Исаковского, очень народных в своей основе, с характерными для русского фольклора сравнениями (например, любимого с сизом орлом), с лаконичным и поэтически образным описанием весенней природы – столько светлого ощущения жизни, звонкой радости, а мелодия Блантера – яркая, запоминающаяся, танцевально-маршевая по ритму, озорная – полна при этом такой лирической силы, такого обаяния, что не полюбить «Катюшу» было просто невозможно. И люди полюбили её. ) - Каким настроением проникнуто это стихотворение ? - Посмотрите на 4 строфу . Пусть он вспомнит девушку простую, Пусть услышит, как она поет, Пусть он землю бережет родную, А любовь Катюша сбережет. - Какой приём использовал автор? - Что даёт многократное повторение частицы пусть? (Повторение частицы пусть подчёркивает, что несмотря на все тяготы, Катюша сбережёт любовь.) - Какова композиция песни? В чём её особенность? (Кольцевая композиция.) - Несмотря на законченность произведения, возможно ли продолжение? - Были и продолжения, и другие варианты. Вот один из них: Расцветали яблони и груши, Поплыли туманы над рекой. Выходила на берег Катюша , А за нею немец молодой. «Подарю тебе, Катюша, бусы, Подарю я перстень золотой. На тебе, Катюша, я женюся, Увезу в Германию с собой». Но Катюша смело отвечала: «Не тебе я, фрицу, отдана. Меня любит чернобровый Ваня, О котором знает вся страна.» Немец сразу понял, в чем тут дело, Что Катюшу любит партизан. Закурил с досады папироску, На Катюшу он навел наган. Расцветали яблони и груши, Поплыли туманы над рекой. Умерла красавица Катюша, Умерла Катюша, как герой. - Ребята, готовясь к уроку, нашли интересные факты о «Катюше». • Именем песни народ окрестил новое оружие, наводившее ужас на ужас на врага — ракетные минометы БМ. • В селе Всходы, Угранского района (недалеко от деревни Глотовка — родины М. Исаковского) в Доме культуры, расположен музей песни «Катюша». Слайд. Прослушивание 2-го куплета песни. - Сравните услышанную вами песню и текст, напечатанный в учебнике. Что вы заметили? - Оказывается, Исаковским был написан и другой последний куплет, исполнявшийся редко: Отцветали яблони и груши, Уплыли туманы над рекой. Уходила с берега Катюша, Уносила песенку домой. - Как, по-вашему, эта песня воздействовала на солдат? (Воодушевляла их, поддерживала в трудную минуту.) - Но были и песни, заставлявшие задуматься над тем, что война – это великая трагедия. Прослушивание песни «Враги сожгли родную хату». Слайд. - Почему стихотворение Исаковского можно назвать повестью? - Каким настроением проникнуто это стихотворение? Проведём небольшое исследование, рассмотрим, с помощью каких средств автору удалось так воздействовать на нас. 1 группа – цветовые ассоциации (учащиеся с низкой мотивацией изображают цветом это стихотворение и объясняют, почему выбрали именно эти цвета); 2 группа – фоносемантический анализ (учащиеся подсчитывают количество звуко-букв, в целях экономии времени желательно определить, кто какую звуко-букву считает); А – густо-красный О- светло-жёлтый, белый Е- зелёный И- синий Ы- тёмно-коричневый, чёрный У- тёмно-синий, лиловый. 3 группа – средства художественной выразительности. Эпитеты: глубокое горе, широкий стол, бутылку горькую, несбывшиеся надежды, камень гробовой и др. Олицетворения: нести печаль Сравнения: словно комья застряли в горле у него. Проверка. Слайд. - Почему в основном поэт использует только эпитеты, стихотворение не изобилует средствами художественной выразительности? - Ребята, что приходилось преодолевать солдатам во время наступления? - А ещё огромные расстояния нашей необъятной Родины . - “Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! и как чудна она сама, эта дорога”, - сказал когда-то Н.В.Гоголь . Такое ли чувство испытывали русские солдаты, идущие в наступление или вынужденные отступать? «Дороги» - поёт вокальная группа. Слайд. - Какой мотив звучит в этой песне? - Почему песню «Дороги» называют исповедью? - Какие образы, присущие народной поэзии, вы встретили в произведении Л. Ошанина ? (Дорога, ворон, степь, солнце.) Итог урока: По мнению известного поэта Константина Симонова, «писать о войне трудно. Писать о ней, как только о чём-то парадном, торжественном и лёгком деле, нельзя. Это будет ложью. Писать только о тяжёлых днях и ночах, только о грязи окопов и холоде сугробов, только о смерти и крови – это тоже значит лгать, ибо всё это есть, но писать только об этом – значит, забывать о душе, о сердце человека, сражающегося на этой войне». Заключительная беседа. - Как вы поняли, почему писать о войне трудно? - Как вы думаете, почему именно в военные годы было написано так много стихов и песен? -Что сближает фронтовые песни с песнями народными, как вы думаете? - Так ли уж необходимы нам страницы и строки о Великой Отечественной войне? - Она отдалилась от нас более чем на полвека, а о ней появляются всё новые произведения. «Завершится» ли она, эта тема? Или Великой Отечественной суждена бесконечная жизнь? При входе на Пискарёвское кладбище в Санкт-Петербурге читаем: «Никто не забыт, ничто не забыто» - последние слова реквиема, созданного Ольгой Берггольц (запомните имя поэта, неотделимое от героической эпохи осаждённого Ленинграда.) Слайд. «Эта память – наша совесть», - сказал поэт Юрий Воронов. - Так нужна ли нам память о войне? - Я соглашусь с вами, конечно, нужна, и добавлю: … Это надо не мёртвым! Это надо живым! - Многие ваши ровесники с уважением относятся к тому времени, к ветеранам войны. Мне приятно, что ваша одноклассница, никогда не бывавшая не войне, сумела почувствовать эту великую трагедию и передать ужас войны в своём стихотворении. Стихотворение Ани Иващенко (фоном звучит «Лакримоза» Моцарта) . (Приложение.) Слайд. Домашнее задание ( на выбор): а) Составить отзыв по уроку. б) Сочинить стихотворение или песню о Великой Отечественной войне. в) Написать письмо ветерану со словами благодарности. Оценки.
Вариант песни «Катюша». Расцветали яблони и груши, Поплыли туманы над рекой. Выходила на берег Катюша , А за нею немец молодой. «Подарю тебе, Катюша, бусы, Подарю я перстень золотой. На тебе, Катюша, я женюся, Увезу в Германию с собой». Но Катюша смело отвечала: «Не тебе я, фрицу, отдана. Меня любит чернобровый Ваня, О котором знает вся страна.» Немец сразу понял, в чем тут дело, Что Катюшу любит партизан. Закурил с досады папироску, На Катюшу он навел наган. Расцветали яблони и груши, Поплыли туманы над рекой. Умерла красавица Катюша, Умерла Катюша, как герой.
Война ( А.Иващенко) В то время, когда воевала страна, Мы с бабушкой жили в заброшенном доме. Со всеми копали окопы с утра И целыми днями работали в поле. Порой очень трудно со мной было ей . В свои десять лет я увидел немало И вмиг повзрослел Яша Друбич, еврей, Когда на глазах мамы Сары не стало. Тем утром проснулся от криков людей. На улице танки деревню крушили. Вокруг все кричали: «Спасайтесь скорей!», Но крики, казалось, бессмысленны были. Фашисты дотла всю деревню сожгли, Но мне повезло – я в окопе укрылся. Наверное, ангелы мне помогли, Ведь всё это время я Богу молился. Забыть поскорей я хотел обо всём, Я крепко уснул, но от шума проснулся. Стоял предо мною каратель живьём, С испуга я сжался и в землю уткнулся. Подвёл он меня к большой группе ребят, Таких же, как я, выживших на пепелище. - Нас в лагерь везут. Здесь так все говорят, - Сказал мне Аарон, самый старший мальчишка. Мы жили в бараках, водой нас кормили, Одежду носили с умерших больных. Для немцев рабами бесплатными были. Как люто мы все ненавидели их. На наших глазах всех евреев сжигали, А завтра и я могу в печку пойти. Работали мы там, где трупы сгнивали, Но верили в то, что нас могут спасти. С Аароном мы стали большими друзьями. Подбадривал он, если я уставал. Мы знали, что будет победа за нами. Мы ждали не зря, и вот день тот настал. Фашисты вдруг в панике всё побросали: На них наступал партизанский отряд. Всех выживших в руки врачей передали. Вот так и закончился весь этот ад. И даже сейчас, когда мне девяносто, Никак не могу я всё это забыть. И помните все, как нам было непросто. И знайте, что так не должно больше быть.
Родилась песня «Катюша» в 1938 году. Однажды композитора Матвея Блантера пригласили в редакцию одного журнала. Известный литератор Василий Регинин познакомил его там с поэтом Михаилом Исаковским и попросил написать песню для будущего первого номера. «И вообще, мне кажется, что вы должны работать вместе!» - заявил Василий Александрович… - Я очень благодарен Регинину, - рассказывает Матвей Исаакович Блантер, - эта встреча вызвала к жизни много песен. Однажды в машине говорю поэту, что мне нужна песенка для программы джаз-оркестра, которым я руковожу. И в ответ Исаковский вдруг читает мне строчки, которые, по словам поэта, кажутся ему музыкальными: Расцветали яблони и груши, Поплыли туманы над рекой… Выходила на берег Катюша, На высокий берег на крутой… Записываю слова, как-то сразу проникшись их поэтичностью, чистотой и, пожалуй, танцевальностью – я почувствовал её в игре ударений: на берег, на высокий берег. И начинаю про себя напевать… Мелодия сложилась очень быстро, но стихов, кроме первых восьми строчек не было. Тогда поэт и композитор договорились, что в песне пойдёт речь о пограничнике и о верной Катюшиной любви к нему… - Договорились и уехали отдыхать в Крым – Исаковский в Ялту, Блантер в Мисхор. « А песня для программы была очень нужна, - продолжает Блантер. – Дирижер нашего оркестра Виктор Кнушевицкий не переставал напоминать мне об этом, поэтому я приезжал в Ялту и приставал к Исаковскому до тех пор, пока он не отдал мне большой лист бумаги, весь исписанный вариантами стихов. Мы выбрали из них строчки, ставшие «Катюшей». Премьера песни состоялась в Колонном зале Дома союзов. «Катюша» имела огромный успех, первой её исполнительнице, молодой певице Валентине Батищевой пришлось исполнять песню трижды!
|
|
Категория: Учителя | Добавил: Светлана56
|
| Просмотров: 2069 | Загрузок: 442
| Рейтинг: 5.0/1 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|