Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
ГосУслуги
Электронный дневник Заявка в техподдержку
Категории раздела
Учителя [100]
Материалы для работы учителей-предметников
Администрация [25]
Материалы для работы администрации школы
Классные руководители [15]
Материалы для работы классных руководителей
Конкурсы [1]
Положения, приказы по конкурсам
Наш опрос
Как вы относитесь к введению ФГОС ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью?
Всего ответов: 99
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Учителя

Имя числительное
[ Скачать с сервера (19.0 Kb) ] 08.12.2014, 21:23
Конспект урока русского языка в 6 классе

Тема: Имя числительное.

Цели: 1.Познакомить учащихся с именем числительным как частью речи, с основными разрядами имени числительного; учить различать части речи.
2. Развивать речь учащихся, обогащать и уточнять их словарный запас; продолжить работу по развитию орфографической зоркости, мышления, внимания.
3. Формировать навыки исследовательской и поисковой деятельности, умение самостоятельно добывать знания на основе собственных наблюдений и выводов; прививать интерес к изучению предмета.

Оборудование: учебник «Русский язык, 6класс» Т.А. Ладыженской, ПК и проектор, презентация, индивидуальные карточки, рисунки для определения настроения, альбомные листы, фломастеры.

Ход урока.

I. Организация урока.

- Доброе утро! Посмотрите, какой сегодня чудесный весенний день. Радостно щебечут птицы, улыбается солнце. А какое у вас настроение? Определите по рисункам: солнышко – хорошее, облако – немножко грустное, тучка – плохое. Я надеюсь. Что к концу урока настроение у всех будет хорошее, солнечное, ведь нас ждёт столько интересного!



II. Введение в тему.

- Ребята, какими словами обычно начинаются сказки? (варианты ответов)
- А я хочу зачитать вам начало из сказки Петра Павловича Ершова «Конёк – горбунок»:

За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе – на земле
Жил старик в одном селе.

- А дальше мы запишем:

У старинушки три сына:
Первый умный был детина,
Средний был и так и сяк,
Третий вовсе был дурак.

III. Определение темы и задач.

-Какие слова в этом отрывке помогают нам узнать, сколько детей было у старика? (три, третий).

- Кто знает, какая это часть речи?

- Имя числительное. Это и есть тема нашего урока.

- Что мы должны узнать сегодня на уроке, чему научиться? (варианты ответов)

- Правильно, мы должны узнать, что такое имя числительное, что могут обозначать числительные и как в зависимости от этого называться, их морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении.

IV. Работа по теме урока.

1) По ходу работы заполняется таблица в тетради.

- Где мы с вами встречаемся с числительными?
- Можно ли обойтись без числительных?

Я каждый день и каждый час

Сказать готово, сколько вас,

И я могу, имей в виду,

Сказать, который ты в ряду.

Порядок и количество.

Всегда, везде, во всём;

Без номера

Не встретите

На улице вы дом.

Понятно всем, что без меня

Никто б не мог считать,

И пальму первенства, друзья,

Вы мне должны отдать. (П.Чесноков)

- Сегодня в начале урока мы уже столкнулись с числительными, когда? (записывали сегодняшнее число, слушали начало сказки)
- А что обозначает числительное, например, в математике?
- Число. Приведите примеры. Запишем в первый столбик: число и несколько чисел 2, 10, 500 и т.д.


- Что ещё? Вернёмся к записанному отрывку из сказки. Что обозначает три? Первый? Третий?
- Итак, количество и порядок предметов при счёте. Приведите свои примеры, запишите во 2 и 3 столбики.

- Как вы думаете, как будут называться числительные в зависимости от того, что они обозначают? (количественные, порядковые).



2) – Проверим, верно ли мы всё определили.
Учебник стр. 143, чтение правила (1 и 2 пункты).

- Что ещё вы узнали о числительных из параграфа? Как они могут изменяться?
- Посмотрим на конкретных примерах (таблица на слайде).
- Дополним запись в тетрадях, как изменяются числительные.

- Итак, пользуясь записью, обобщите всё, что вы узнали о числительных:

- Что такое числительное, и что оно обозначает.
- Количественные числительные.
- Порядковые числительные.



3) – Ребята, а как вы думаете, давно ли люди научились записывать числа?

- В старину на Руси цифры обозначались буквами. Для указания того, что знак является не буквой, а цифрой, сверху над ним ставили специальный знак – титло. Посмотрите на таблицу, как это выглядело. Попробуйте записать, как раньше, число 25, 540 и др.
- А очень большие числа носили такие интересные названия:

Тьма – десять тысяч
Легион – сто тысяч
Леодр – миллион
Ворон – десять миллионов
Колода – сто миллионов

- Об истории некоторых числительных мы узнаем на последующих уроках.



4) Работа с пословицами.
– Оттуда же, с Руси, до нас дошли и пословицы, поговорки, фразеологизмы, в которых содержатся числительные. Назовите, если знаете.

Один ум хорошо, а два лучше.
Семь раз отмерь, один отрежь.
Без четырёх углов изба не рубится.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Седьмая вода на киселе.
Один в поле не воин.
Лиса семерых волков проведёт.
У семи нянек дитя без глазу.

- Я предлагаю вам следующее задание: собери пословицу (соотнести части пословиц в нужном порядке).

Один семеро с ложкой.
Два сапога блин комом.
Первый в поле не воин.
Один с сошкой, - пара.

В это время слабые учащиеся получают карточки с заданием: Найти числительные в данных пословицах, определить количественные и порядковые.

• Какая душа в пять лет, такая она и в сто.
• У саранчи пять способностей, но ни одного таланта.
• Для бешеной собаки пять верст – не крюк.
• Сметлив и хитер – пятерым нос утер.
• Пятое колесо в телеге.
• Один дурак пятерых умных поссорит.


Физминутка. (Проводит ученик)
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стул тихонько сесть.

5) «Зарядка для ума»

- Замените одним словом следующие определения:

1. Точно такой же, как другой (одинаковый).
2. Ученик того же класса, что и ты (одноклассник).
3. Тот, кто один, без других (одиночка).
4. Люди с одинаковой фамилией (однофамильцы).

- Как вы думаете, слова, которые вы назвали, это числительные или нет? Почему?
- А вот эти слова, которые на слайде? (пять, пятёрка, пятак)
- Сейчас проверим, правильно ли вы рассуждаете.

Учебник стр.145 (чтение правила)

Дифференцированное задание.
- Распределите слова на 2 столбика: числительные и другие части речи. Части речи обозначьте:

два пятак
двое пятый
двоюродный пятиклассник
двойка пять
двойник три
тройка третий
утроить тройной
тройник троечка

- Два человека будут работать с похожим заданием на доске: упражнение 345

(Одновременно несколько человек (сильная группа) получают карточки с заданием: определить синтаксическую роль числительных в данных предложениях).

Проверка упр. 345 и задания на слайде.

6) Синтаксическая роль числительных

– У нас остался невыясненным один вопрос – какую синтаксическую роль выполняют числительные в предложении.
- Пока вы работали самостоятельно, над этим вопросом думали ваши товарищи. Послушаем их (ответы учащихся)

Чтение правила стр.144

- О чём мы не сказали? (сочетание числительного и существительного = один член предложения).

- Допишите в свои таблички, каким членом предложения могут быть количественные и порядковые числительные.

Задание:
- Определите синтаксическую роль числительных в данных предложениях:

Два и три – пять.
Он учится в шестом классе.
Разделите десять на два.
Я проснулся в девять часов.

7) «Поиграем»
- Расшифруйте запись, в некоторых словах притаились числа, замените их буквами.

Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, тщательно про3 клеёнку.

Работа в парах на альбомных листах фломастерами.

- Теперь попробуйте подобрать и зашифровать свои слова.
- Покажите, что у вас получилось (по цепочке), а класс отгадает. (Например, 100г, 100лб, 3тон, 3буна, Сева100поль, 100рожка, 40оножка и др.)

V. Рефлексия.

- Теперь вернёмся к солнышку, облаку и тучке, по которым определяли настроение в начале урока. Изменилось оно у вас? (перевернуть, с обратной стороны запись)

- Я узнал…
- Я не знал…
- Мне понравилось (не понравилось) … Закончите выбранную фразу.

- Все отлично поработали на уроке. Пора узнать и оценки.

VI. Домашнее задание. П.59, упр.346 , записать названия произведений, в которых встречаются числительные. ( Например, «Белоснежка и семь гномов»).
Индивидуально: 2 уч-ся готовят занимательный материал о числительных.

VII. Как можно говорить о числительных, о числах и не посчитать их!

1. Задумайте число.
2. Прибавьте 1.
3. Умножьте на 3.
4. Прибавьте снова 1.
5. Прибавьте задуманное число.
6. Скажите, что у вас получилось.

- Вы загадали … (ответ: отнять 4 из названного числа, разделить на 4 = задуманное)
Категория: Учителя | Добавил: Елена | Теги: имя числительное, конспект урока
Просмотров: 765 | Загрузок: 34 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Морозные дни
Морозные дни
Рейтинг сайтов
Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов
Народный ревизорро
VK
Школьное питание
Школьное питание
Поиск
Друзья сайта
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?