Цели: 1.Познакомить учащихся с именем числительным как частью речи, с основными разрядами имени числительного; учить различать части речи. 2. Развивать речь учащихся, обогащать и уточнять их словарный запас; продолжить работу по развитию орфографической зоркости, мышления, внимания. 3. Формировать навыки исследовательской и поисковой деятельности, умение самостоятельно добывать знания на основе собственных наблюдений и выводов; прививать интерес к изучению предмета.
Оборудование: учебник «Русский язык, 6класс» Т.А. Ладыженской, ПК и проектор, презентация, индивидуальные карточки, рисунки для определения настроения, альбомные листы, фломастеры.
Ход урока.
I. Организация урока.
- Доброе утро! Посмотрите, какой сегодня чудесный весенний день. Радостно щебечут птицы, улыбается солнце. А какое у вас настроение? Определите по рисункам: солнышко – хорошее, облако – немножко грустное, тучка – плохое. Я надеюсь. Что к концу урока настроение у всех будет хорошее, солнечное, ведь нас ждёт столько интересного!
II. Введение в тему.
- Ребята, какими словами обычно начинаются сказки? (варианты ответов) - А я хочу зачитать вам начало из сказки Петра Павловича Ершова «Конёк – горбунок»:
За горами, за лесами, За широкими морями, Не на небе – на земле Жил старик в одном селе.
- А дальше мы запишем:
У старинушки три сына: Первый умный был детина, Средний был и так и сяк, Третий вовсе был дурак.
III. Определение темы и задач.
-Какие слова в этом отрывке помогают нам узнать, сколько детей было у старика? (три, третий).
- Кто знает, какая это часть речи?
- Имя числительное. Это и есть тема нашего урока.
- Что мы должны узнать сегодня на уроке, чему научиться? (варианты ответов)
- Правильно, мы должны узнать, что такое имя числительное, что могут обозначать числительные и как в зависимости от этого называться, их морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении.
IV. Работа по теме урока.
1) По ходу работы заполняется таблица в тетради.
- Где мы с вами встречаемся с числительными? - Можно ли обойтись без числительных?
Я каждый день и каждый час
Сказать готово, сколько вас,
И я могу, имей в виду,
Сказать, который ты в ряду.
Порядок и количество.
Всегда, везде, во всём;
Без номера
Не встретите
На улице вы дом.
Понятно всем, что без меня
Никто б не мог считать,
И пальму первенства, друзья,
Вы мне должны отдать. (П.Чесноков)
- Сегодня в начале урока мы уже столкнулись с числительными, когда? (записывали сегодняшнее число, слушали начало сказки) - А что обозначает числительное, например, в математике? - Число. Приведите примеры. Запишем в первый столбик: число и несколько чисел 2, 10, 500 и т.д.
- Что ещё? Вернёмся к записанному отрывку из сказки. Что обозначает три? Первый? Третий? - Итак, количество и порядок предметов при счёте. Приведите свои примеры, запишите во 2 и 3 столбики.
- Как вы думаете, как будут называться числительные в зависимости от того, что они обозначают? (количественные, порядковые).
2) – Проверим, верно ли мы всё определили. Учебник стр. 143, чтение правила (1 и 2 пункты).
- Что ещё вы узнали о числительных из параграфа? Как они могут изменяться? - Посмотрим на конкретных примерах (таблица на слайде). - Дополним запись в тетрадях, как изменяются числительные.
- Итак, пользуясь записью, обобщите всё, что вы узнали о числительных:
- Что такое числительное, и что оно обозначает. - Количественные числительные. - Порядковые числительные.
3) – Ребята, а как вы думаете, давно ли люди научились записывать числа?
- В старину на Руси цифры обозначались буквами. Для указания того, что знак является не буквой, а цифрой, сверху над ним ставили специальный знак – титло. Посмотрите на таблицу, как это выглядело. Попробуйте записать, как раньше, число 25, 540 и др. - А очень большие числа носили такие интересные названия:
Тьма – десять тысяч Легион – сто тысяч Леодр – миллион Ворон – десять миллионов Колода – сто миллионов
- Об истории некоторых числительных мы узнаем на последующих уроках.
4) Работа с пословицами. – Оттуда же, с Руси, до нас дошли и пословицы, поговорки, фразеологизмы, в которых содержатся числительные. Назовите, если знаете.
Один ум хорошо, а два лучше. Семь раз отмерь, один отрежь. Без четырёх углов изба не рубится. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Седьмая вода на киселе. Один в поле не воин. Лиса семерых волков проведёт. У семи нянек дитя без глазу.
- Я предлагаю вам следующее задание: собери пословицу (соотнести части пословиц в нужном порядке).
Один семеро с ложкой. Два сапога блин комом. Первый в поле не воин. Один с сошкой, - пара.
В это время слабые учащиеся получают карточки с заданием: Найти числительные в данных пословицах, определить количественные и порядковые.
• Какая душа в пять лет, такая она и в сто. • У саранчи пять способностей, но ни одного таланта. • Для бешеной собаки пять верст – не крюк. • Сметлив и хитер – пятерым нос утер. • Пятое колесо в телеге. • Один дурак пятерых умных поссорит.
Физминутка. (Проводит ученик) Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на стул тихонько сесть.
5) «Зарядка для ума»
- Замените одним словом следующие определения:
1. Точно такой же, как другой (одинаковый). 2. Ученик того же класса, что и ты (одноклассник). 3. Тот, кто один, без других (одиночка). 4. Люди с одинаковой фамилией (однофамильцы).
- Как вы думаете, слова, которые вы назвали, это числительные или нет? Почему? - А вот эти слова, которые на слайде? (пять, пятёрка, пятак) - Сейчас проверим, правильно ли вы рассуждаете.
Учебник стр.145 (чтение правила)
Дифференцированное задание. - Распределите слова на 2 столбика: числительные и другие части речи. Части речи обозначьте:
два пятак двое пятый двоюродный пятиклассник двойка пять двойник три тройка третий утроить тройной тройник троечка
- Два человека будут работать с похожим заданием на доске: упражнение 345
(Одновременно несколько человек (сильная группа) получают карточки с заданием: определить синтаксическую роль числительных в данных предложениях).
Проверка упр. 345 и задания на слайде.
6) Синтаксическая роль числительных
– У нас остался невыясненным один вопрос – какую синтаксическую роль выполняют числительные в предложении. - Пока вы работали самостоятельно, над этим вопросом думали ваши товарищи. Послушаем их (ответы учащихся)
Чтение правила стр.144
- О чём мы не сказали? (сочетание числительного и существительного = один член предложения).
- Допишите в свои таблички, каким членом предложения могут быть количественные и порядковые числительные.
Задание: - Определите синтаксическую роль числительных в данных предложениях:
Два и три – пять. Он учится в шестом классе. Разделите десять на два. Я проснулся в девять часов.
7) «Поиграем» - Расшифруйте запись, в некоторых словах притаились числа, замените их буквами.
Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, тщательно про3 клеёнку.
Работа в парах на альбомных листах фломастерами.
- Теперь попробуйте подобрать и зашифровать свои слова. - Покажите, что у вас получилось (по цепочке), а класс отгадает. (Например, 100г, 100лб, 3тон, 3буна, Сева100поль, 100рожка, 40оножка и др.)
V. Рефлексия.
- Теперь вернёмся к солнышку, облаку и тучке, по которым определяли настроение в начале урока. Изменилось оно у вас? (перевернуть, с обратной стороны запись)
- Я узнал… - Я не знал… - Мне понравилось (не понравилось) … Закончите выбранную фразу.
- Все отлично поработали на уроке. Пора узнать и оценки.
VI. Домашнее задание. П.59, упр.346 , записать названия произведений, в которых встречаются числительные. ( Например, «Белоснежка и семь гномов»). Индивидуально: 2 уч-ся готовят занимательный материал о числительных.
VII. Как можно говорить о числительных, о числах и не посчитать их!
1. Задумайте число. 2. Прибавьте 1. 3. Умножьте на 3. 4. Прибавьте снова 1. 5. Прибавьте задуманное число. 6. Скажите, что у вас получилось.
- Вы загадали … (ответ: отнять 4 из названного числа, разделить на 4 = задуманное)