Урок окружающего мира Тема: Материки и океаны. Цель урока: Образовательный аспект: - включить учащихся в исследовательский поиск по определению места нахождения материков и океанов на карте Воспитательный аспект: -Способствовать эстетическому воспитанию учащихся - Формировать коммуникативную компетенцию: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнера по совместной деятельности. Развивающий аспект: - Развивать самостоятельность мышления, познавательный интерес к окружающему миру, наблюдательности, творческой активности, образного мышления. Планируемые результаты: Предметные: - уметь объяснять значение терминов "материк", "океан", расширить знания о материках и океанах нашей планеты, находить на глобусе материки, океаны. - совершенствование навыков работы с контурной картой Земли -дать начальное представление о материках нашей Земли посредством сообщений учащихся Метапредметные: Познавательные УУД: Общеучебные действия: умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста Логические действия: умение строить логическую цепь рассуждений Регулятивные УУД: - Рефлексивные умения: осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний. - Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности. - вырабатывать способность различать способ и результат действия - в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи Коммуникативные УУД: -учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации - формулировать собственное мнение - адекватно оценивать свою роль в коллективной творческой деятельности Личностные : - повышения уровня мотивации учебной и творческой деятельности -ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок товарищей - формирование позитивной самооценки -духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе – источнику красоты и вдохновения Оборудование на уроке: для учителя: доска с картой мира, презентация, музыкальная физминутка, учебник, большой нарисованный кораблик,
для учащихся: кораблики из бумаги, карточки-задания «Звездное небо»,звездочки (21 штука),учебник, клей, конверты со словами –слогами с названиями океанов, таблички с названиями материков, таблички с названиями океанов, контурные карты, названия материков для групп, животные (лиса,волк,верблюд,медведь, жираф, кенгуру,слон, крокодил,пингвин, обезьяна, морж и т.д.), кроссворд в презентации, рабочая тетрадь ТПО, ручка,цветные карандаши,магниты.
Этап урока Результат Деятельность учителя Деятельность учеников УУД I. Организационный момент (1 мин.) (Цель – создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке) Создание эмоционального настроя
Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность
Прозвенел звонок. Начинается урок. Тихо сели, ноги вместе. Принадлежности – на месте. Руки замерли у всех. Будем думать, будем слушать И учиться лучше всех!
«Круг пожеланий» -Что пожелаете себе и своим товарищам на урок? - Что ожидаете от урока? -Я желаю внимательности, сообразительности, найти ответы на все вопросы по теме урока. Настрой на урок.
Личностные(повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности)
II. Целеполагание (3 мин.) (Цель-мотивация к учебному действию,выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого) Проверка дом. задания. Выполнение аналогичного задания, выполненного дома
Определение цели урока
Голубая простыня Весь свет одевает. (Небо) - Что знаете о небе, небесных телах?
Проверим себя. Если ответ верный, поднимите звездочку. - Что такое созвездие? - Какие планеты знаете? - Какая по счету планета Земля от Солнца? - Что такое звезды? - Что заметили при выполнении задания?
Что нужно сегодня выяснить? Музыкальная физминутка Отгадывают загадку
Работа по карточкам. Самопроверка
Остается Африка. Что это? Познавательные (развитие способности смыслового восприятия текста)
Регулятивные ( в сотрудничестве с учителем ставить творческие и учебные задачи) 3. Введение в тему урока (Цель- организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия)
Физминутка(3 мин.) Проявление интереса к теме
Посмотрите на планету с космоса. Что обозначают цвета на фото? - Какая наука изучает небесные тела?(астрономия) А есть наука, которая изучает поверхность Земли с ее природными условиями. Что это за наука? (география) Посмотрите на схему сделанную географами. Как представили ее ученые? - Как называются большие участки водного пространства. Используя учебник, найдите ответ.
- Сколько океанов существует и какие узнаете выполнив задание. - Соедините слоги так, чтобы получились слова.
Показывают на карте. Вот четыре океана, Синеглазых великана. Солона у них водица, Не удастся ей напиться. Тихий океан к Востоку, Самый сильный и большой. Атлантический на Запад с голубой бежит волной. Океан Индийский к Югу занимает синий угол. А для Северных сторон Ледовитый шлёт поклон.
Мы отправимся в путешествие. На чем можно путешествовать по воде? (корабль)
Разделимся на группы, команды ученых, которые будут исследовать каждый свой кусочек суши, окруженные океанами. Кто догадался о чем я говорю? (помощь учебник)
Работа состоит в группе. Рассказать о материке, узнать кто же из животных живет на нем и нас встретит первым.
(Сообщения учеников)
Один ученик рассказывает о материках, крепят на карту название материка.
Ученики вклеивают названия этого материка на контурную карту
Отвечают на вопросы Делают выводы
Большую часть поверхности Земли занимает вода.
Работа в группах
Познавательные (дать начальное представление о рыбках) Личностные (развитие эстетических чувств)
Коммуникативные (формирование собственного мнения )
Личностные (духовно-нравственное развитие детей по средством формирования особого отношения к природе) IV Практическая деятельность учащихся
Закрепление нового, умение применять новое учебное действие в практической деятельности
- Определите о каком животном идет речь. Найдите его среди карточек на своем столе.
У меня роскошный хвост, А характер мой непрост - Я коварна и хитра. Глубоко моя нора. (Лиса)
Серый я, живу в лесу, Знаю рыжую лису. Песню грустную тяну, Громко вою на луну (Волк)
Посмотрите, он каков! Ходит посреди песков, Бережет в горбах водицу - В Каракумах пригодится. (Верблюд)
Из берлоги слышен храп - Спит хозяин, косолап. Всю округу замело, Но ему во сне тепло. (Медведь)
Вот живой подъемный кран, Обитатель жарких стран. Со стволов многоэтажных Рвет и листья, и банан. (Жираф)
Вот хорошая задумка - На животик вешать сумку! Можно в ней носить детей, И скакать среди степей. (Кенгуру)
Носом-шлангом великан Моется, как в душе. Этот житель жарких стран Всех крупней на суше. (Слон)
Вылупился из скорлупки, У него большие зубки, Нравом он не очень мил, Любит погружаться в Нил. (Крокодил)
Прибыла из жарких стран, Там жила среди лиан И, за хвост на них повиснув, Уплетала я банан. (Обезьяна)
Большая птица- Мороза не боится. С крыльями, а не летает- Ловко прыгает, ныряет. (Пингвин)
Он медлительный, клыкастый, Лапы у него как ласты, И в бассейне зоопарка Зверю северному жарко. (Морж)
Кроссворд « Материки и океаны» 1. Омывается он водами Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого океанов 2. Самый маленький материк 3. Самый холодный материк 4. Материк, содержащий две части света Европа и Азия, самый большой материк 5. Второй по величине материк после Евразии. Здесь есть и горы, и пустыни
Крепят на материк животное, которое там обитает.
Регулятивные (развитие умения принимать и сохранять информацию ,планируя свои действия в соответствии с ней)
Коммуникативные (задавать существенные вопросы) V. Самостоятельная работа детей (Цель- построение способа действия) Применение новых знаний Работа в тпо Укажи цифрами материки и океаны Земли Выполнение задания самостоятельно Регулятивные (работа по образцу) VIII. Рефлексия (итог урока). (3 мин.) (Цель- Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности)
Проверка дом. задания Зафиксированное Учебное действие, оценка собственной деятельности
- Какой вопрос возник в начале урока? Дайте теперь ответ на него. Что же такое Африка? - Что такое материк? - Какие материки запомнили. Сколько их?
- Какие вопросы остались непонятными? Я смогу….. Сделаем свой кораблик и отправим на тот материк, который бы вы хотели исследовать еще больше. Хотели бы узнать о нем больше.
Оцените работу своих одноклассников, комментируя свое мнение.
Дома: 1 уровень – с.18-23 для чтения и пересказа
2 уровень (для любознательных ) – найти материал об океанах и поделиться им с нами на следующем уроке. Выполняется кораблик способом оригами, пишется материк, разукрашивают, прикрепляют на доску.
Ответы детей. Коммуникативные (умение выражать свои мысли) Личностные(ориентация на понимание причин успеха или не успеха выполненной работы)
Дополнительный материал:
Евразия - самый большой материк. Он составляет более трети всей суши Земли. Чтобы перелететь с запада на восток надо потратить целые сутки. И на этом большом материке находится наша Родина - Российская Федерация. Евразия целиком располагается в Северном полушарии. Евразию условно делят на две части света – Европу и Азию. В Евразии находится самое глубокое озеро в мире – Байкал. В другой части Евразии образовалось самое большое озеро в мире – Каспийское. Животные Евразии: бурый медведь, рысь, росомаха, белка, бурундук, волк, лисица. Птицы: тетеревов, глухарь, рябчик, клесты и другие. Термин «Австралия» происходит от латинского слова «южный». Берега Австралии омывает Тихий океан и Индийский океан. Австралия – самый маленький и сухой материк Земли. Средние температуры июля от 12 до 20 °C, января от 20 до 30 °C и более. Часть Австралии занята пустынями и полупустынями, где растёт колючий кустарник скрэб. На севере, востоке, юго-востоке и юго-западе полупустыни переходят в саванны, где растут эвкалипты, пальмы, древовидные папоротники. Говоря об Австралии, мы сразу вспоминаем удивительных животных – кенгуру. Но и другие сумчатые животные здесь обитают. Сумчатый медведь, волк, оппосум – ночной житель Австралии. Дикая собака Динго - самый опасный хищник материка. Удивительный мир ярких красок, даже птицы Австралии самые яркие в мире. Чудо-животное – утконос, который откладывает яйца, как птица, а детёнышей кормит молоком, как млекопитающие. Конечно, огромное количество акул обитает у берегов Австралии. Южная Америка — континент, пересекаемый экватором. Южная Америка расположена между Тихим океаном и Атлантическим океаном. Очень влажный материк. Вдоль Атлантического побережья распространены влажные тропические леса. Деревья достигают 80 м. Растут дынное дерево, какао. Растения увиты лианами, много орхидей. Животные там скрываются в густых зарослях или проводят большую часть времени на высоких деревьях. В тропических лесах обитают обезьяны, муравьеды, ленивцы. Они малоподвижны и проводят большую часть времени в висячем положении на деревьях, питаются листьями и побегами. Африка - второй по величине материк после Евразии. Здесь есть и горы, и пустыни и разнообразные пляжи, и даже современные города. Растительность и животные Африки весьма разнообразны. Говоря об Африке, мы сразу вспоминает об африканских слонах, о царе зверей – льве, о самом длинношеем животном – жирафе. И, конечно, о древнем Египте, о чуде света – пирамидах. Северная Америка — третий материк нашей планеты по площади, Омывается он водами Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого океанов. Природа Северной Америки очень разнообразна. Это земля Великих озер и высоких гор. В лесах Северной Америки живут волки, лисицы, норки, выдры, еноты, скунсы, американские барсуки, олень. У воды обитает лягушка-бык, достигающая 20 см в длину. Антарктида - это единственный материк на Земном шаре, где нет постоянных жителей. Здесь созданы станции, где учёные разных стран ведут научные наблюдения. Большая часть Антарктиды представляет собой ледяную пустыню, лишенную как растительного покрова, так и животного населения. Растительность в Антарктике встречается почти исключительно по окраинам материка. Очень долгое время считали, что это океан покрытый льдом, а не материк. Но сейчас уже доказано, что это материк. Родина удивительных птиц, у которых вместо перьев чешуя – пингвинов. Издали пингвины напоминают людей. Питаются рыбой, моллюсками и рачками. Пищу, взрослые птицы поедают только в воде. Там они чувствуют себя гораздо лучше, чем на суше. В Антарктике живет 17 видов пингвинов. Самый крупный — императорский пингвин, масса его достигает 50 кг. Эта большая птица выводит своих птенцов в суровую зиму. Евразия- Самый большой по площади материк с очень разнообразной природой. Именно в Евразии находится наша Родина – Россия. Это самый большой континент. Его омывают все 4 океана. Если мы пролетим через весь континент с запада на восток, то нам понадобится весь день, а если на автомобиле, то 7 суток.
Африка – второй по величине материк. Это самый жаркий континент. Здесь не бывает зим. Поверхность нагревается до +70 градусов. Африку называют «черным континентом», из-за того, что там живут чернокожие жители. Я был в Африке, и посети Египет, который знаменит своими пирамидами. 8 и 9 ученики Северная и Южная Америки внешне очень похожи. Северная Америке, она расположена в северном полушарии, знаменита местными жителями индейцами. Южную Америку называют «зелёным» континентом, климат там самый влажный. А ещё в Южной Америке много красивейших водопадов.
Самый сухой и самый маленький материк- Австралия. Символ этого материка кенгуру- сумчатое животное, здесь есть и другие сумчатые животные. Даже на гербе Австралии изображён кенгуру и страус эму.
Антарктида – самый холодный материк, покрыт льдом. Он расположен на самом юге Земли. Единственный материк, где нет постоянных жителей. Здесь созданы полярные станции, где учёные разных стран ведут научные наблюдения.