Тема: Применяем знания ,совершенствуем умения по теме: «Безударные личные окончания глаголов.» Цель: Совершенствовать знания об окончаниях глаголов I и IIспряжения настоящего и будущего времени через сказки А.С.Пушкина. Задачи: 1.Развивать умение распознавать спряжения глаголов по личным окончаниям. 2. Развивать орфографическую зоркость, внимание. 3.Воспитывать любовь к сказкам А.С.Пушкина. Оборудование: карточки с заданиями к сказкам А. С. Пушкина,ТСО( мультимед. проектор),слайды. Ход урока: I. Орг. момент. Запись числа в тетради. II Вступительное слово учителя. Звучит музыка Г.Свиридова. У. Ваш милый образ снится мне, С пером ,бумагой при луне. Все Ваши строчки хороши, Частичка Вашей в них души. Стихи и сказки под пером Ожили враз, и в каждый дом Вошёл прекрасный наш поэт, Он гений, в этом спору нет. Ребята,я вижу,вы,догадались,что эти строчки посвящены замечательному поэту А.С.Пушкину.,СЛАЙД1,с произведениями которого мы сейчас знакомимся на уроках литературного чтения. Сегодня ну уроке мы будем закреплять и совершенствовать знания по теме: «Безударные личные окончания глаголов»,путешествуя по произведениям А.С.Пушкина.. - Кто озвучит отрывки из произведений А.С. Пушкина? (Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет Он бежит себе в волнах На раздутых парусах.) СЛАЙД 2: Иллюстрация и предложение: Ветер по морю гуля.т и кораблик подгоня.т. -Решим орфографические задачи в окончаниях глаголов. - Спишите,укажите спряжение,выделите окончания. На доске: гон.т подгоня.т - Назовите одинаковые признаки этих глаголов. ( наст.время, 3 лицо,ед.ч.) - Чем они отличаются?( спряжением, гонит- глаг. исключение,2 спр.,окончание-ит.) - А сейчас «БЛИЦ_ТУРНИР» .Дома вы готовили вопросы своим товарищам по теме: «Спряжение глаголов.»(I-II,II-III,III-Iряду) (Что называется спряжением? Как изменяются глаголы настоящего и будущего времени? Какие глаголы имеют суффиксЛ? Как изменяются глаголы прошедшего времени? Как определить спряжение глаголов с безуд окончанием? Перечислите глаголы исключения,кот относятся к I спряжению Перечислите глаголы исключения,кот относятся коII спряжению Какие окончания имеют глаголы I спряжения? Какие окончания имеют глаголы II спряжения?) III Тренировочные упражнения. - Вот мы и прибыли в волшебную страну, которая называется Лукоморье.СЛАЙД 3 А что такое Лукоморье? Как об этом говорит толковый словарь ? ( Один ученик читает толкование слова по словарю. -Где встречается это название у Пушкина?( В поэме « Руслан и Людмила») - Перед вами известный отрывок из поэмы « Руслан и Людмила»( на карточках) СЛАЙД4. -Подчеркните все глаголы,которые Пушкин употребил для обозначения действия сказочных героев .(уч-ся зачитывают) Дети работают в парах. Ходит , идет, заводит, говорит, бродит, сидит, стоит, прихлынут , выходят , пленяет, несет, тужит, служит, бредет, чахнет, пахнет. - Что вы можете сказать о глаголах? Какой глагол «лишний»?( прихлынут). - -Определите спряжение глаголов. Задание по вариантам: I вариант выписывает глаг I спряжения, II вариант- глаголы II спряжения.( зачитывают) Задание для сильных уч-ся: образовать от глаголов 3 лица глаголы 2-го лица единств числа. Дети выполняют задания . - Как будете различать глаголы I и II спряжения?( по личным окончаниям.) Проверка( ходит-ходишь идёт-идёшь прихлынут-прихлынешь заводит-заводишь пленяет-пленяешь несёт-несёшь говорит-говоришь бредёт-бредёшь бродит-бродишь чахнет-чахнешь сидит-сидишь пахнет-пахнешь стоит-стоишь выходит -выходишь тужит-тужишь служит-служишь( называют парами) -Какую роль выполняет Ь?(у глаголов 2 лица ед числа пишется Ь.) Физминутка -На острове,куда мы попали есть и другие чудеса.А узнаете,когда выполните задание в упр.453в ТПО на стр.46. Работа в ТПО. - О героях какой сказки говорится? - Кто написал эту сказку? Найдите глагол с личным окончанием. Найдите глаголы с родовыми окончаниями. Звучит отрывок из муз произведения Н.А.Римского-Корсакова «Три чуда». -Ребята,какого героя из сказки Пушкина вы представили? Я вам помогу. Ель растёт перед дворцом, СЛАЙД 5 А под ней хрустальный дом, Белка там живёт ручная. Да затейница какая! Белка песенки поёт Да орешки всё грызёт. -Какие чудеса ещё таит в себе волшебный остров? Разгадка таится в этих конвертах. Но злой волшебник рассыпал строчки Пушкина. Вам их следует восстановить. Работа по группам.(6 групп) -Под руководством Игоря,Даши ,Вани,Ромы,Кристины и Алины восстанавливают четверостишия. Карточка 1. в шумном беге Хлынет Разольётся на берег пустой И очутятся как жар гор на бреге СЛАЙД 6 Тридцать три В чешуе богатыря Карточка 2 Днём свет Ночью землю божий затмевает А во лбу освещает звезда горит Месяц под косой СЛАЙД 7 блестит Карточка 3.Град на острове С златоглавыми Стоит Остров церквами на море лежит СЛАЙД 8 С теремами да садами Сильные уч-ся зачитывают четверостишия. -Уч-ся каждой группы выписывают словосочетания с глаголами.,определяют спряжение. Хлынет на берег, разольётся в беге, очутятся на бреге,свет затмевает,землю освещает, блестит под косой, горит во лбу,освещает ночью, на море лежит, на острове стоит, стоит с церквами, стоит с теремами, стоит с садами. Игра «-ЕТЕ или –ИТЕ»? По вариантам. В форме какого лица глаголы имеют такие окончания? -Я кладу перед учеником ,сидящим за первой партой ,карточку-задание6шт.).По сигналу «Начали!» ученик вставляет гласную в окончание глагола и передаёт карточку сидящему сзади и т.д. Выигрывают те,кто выполнит работу правильнее и быстрее других. кле.те крас.те сохн.те побре.те посад.те вер.те скаж.те мокн.те ед.те смотр.те Сильные уч-ся проверяют работу,озвучивают ошибки,если имеются. Затем работу проверяет учитель. IV Итог урока. - Вот и закончилось наше путешествие . .Сколько доброго,волшебного,прекрасного несут нам сказки А.С.Пушкина. Сказки они звенят серебряным колокольчиком и уносят в мир приключений и чудес. Пушкин очень любил сказки, он слышал их от своей няни- Арины Родионовны Матвеевой.И каждый поэт восклицал: «Что за прелесть эти сказки!» Рефлексия. Если вы хорошо усвоили эту тему и прекрасно чувствовали себя на уроке-выберите золотой колокольчик, если не полностью усвоили материал,то –серебряный колокольчик, а если есть большие затруднения в теме,то возьмите простой колокольчик. А теперь послушайте как оценила вашу работу я. VДом. Задание.Выпишете из сказок Пушкина 10 глаголов I и II спряжения. -Хочу подарить вам пушкинские строки: Друзья мои! Прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен.
|