НАЗВАНИЕ РАБОТЫ: План-конспект обобщающего урока по теме: «Африка». РАБОТА ВЫПОЛНЕНА Хайруллиной Натальей Николаевной учителем географии МОУ СОШ им. М.И.Калинина города Бугуруслана ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС: Natali.99974@mail.ru Оглавление 1. Введение стр.3-4 2. План-конспект стр.5-11 3. Заключение стр.12 4. Список литературы стр.13 Введение Представляю вашему вниманию разработку урока географии для 7 класса. Данный урок относится к разделу «Материки и океаны». Урок обобщения по теме «Африка» входит как составная часть данного раздела в программу географии материков и океанов – на изучение Африки отводится 9 часов, с учетом обобщающего урока. Следовательно, моей целью, как учителя, становится создание условий для того, чтобы ребенок мог самостоятельно продемонстрировать ЗУН, полученные на предыдущих уроках. Предложенный урок является последним в ряду уроков по изучению темы. Поэтому я выбрала урок представленный в форме путешествия, помогающий решать образовательные, развивающие, воспитательные задачи, которые не могут быть реализованы на обычном уроке. Например: создание целостного образа территории на основе разнообразных источников географической информации; формирование умения работать в коллективе; воспитание ответственности и уважения к мнению одноклассников; реализация личностно ориентированного подхода к каждому ученику; создание условий для проявления творческих способностей. Целью урока я определила обобщение пройденного материала по теме «Африка». При этом были поставлены следующие задачи: Образовательные: Проверить уровень сформированности основных учебных умений. Развивающая: Развивать логическое мышление, образную память, умение правильно формулировать свою мысль. Воспитывающая: Воспитывать интерес к предмету, умение слушать других, работать в темпе, любовь и бережное отношение к природе. Исходя из целей, была выбрана следующая структура урока: I этап. Орг. момент (Мотивация) – эмоциональный настрой на урок. II этап. Путешествие. III Подведение итогов. В путешествии участвуют три команды - «научные экспедиции» (команды были примерно равны «по силам»). Равноценные группы позволяют ставить одну проблему для всех, давать одинаковой сложности практические задания. Положительным моментом является тот факт, что в каждой группе были сильные ученики, которые объясняли материал. Решали трудные задания и помогали «вытянуть» проблему. Второй этап урока осуществлялся посредством словесного, наглядного, практического, частично-поисковый, исследовательского метода. При подготовке и проведении урока были использованы различные педагогические технологии: ИКТ; перспективно - опережающего обучения; коллективные способы обучения (КСО). ИКТ повышает мотивацию у учащихся. Технология перспективно - опережающего обучения – одна из развивающих, которую можно применить в средней (IIступени) и старшей школе. Уровень знаний повышает критерии стандарта и программы, позволяет более полно учитывать особенности учащихся (уровневую дифференциацию), а учащимся – возможность заниматься на более высоком уровне сложности. Применение КСО на уроке объясняется большой наполняемостью класса, помогает добиваться поставленной цели, создает творческую, соревновательную атмосферу среди учащихся. Свободная форма общения способствует меньшей их утомляемости, повышает работоспособность, воспитывает навыки взаимоконтроля, самоконтроля готовит к практической деятельности. В ходе урока поддерживали активность учащихся разнообразные виды учебной деятельности: работа с контурной картой, текстом, тестовыми заданиями, цифровым диктантом. Цифровой диктант в устной форме («Я утверждаю, что…»), учащиеся сигнализируют учителю о своем согласии или несогласии с помощью компьютерной обратной связи и сразу корректируют свой ответ. Технология приема цифрового диктанта дает возможность оперативно диагностировать уровень усвоения изученного материала. Этот прием позволяет дифференцировать проблемы учеников и учителей. За несколько секунд выявляется то утверждение, которое вызвало затруднения у большинства. Это – проблема учителя. Если же неудачным были ответы у одного - двух учеников - это их проблемы. Для исправления ошибок достаточно быстрого разъяснения учителя. Сама форма утверждений в цифровом диктанте несет функцию развивающего задания. Технология данного приема позволяет развивать навыки работы в аудиальной модальности (ответ на слуховое восприятие), обучает концентрации внимания. Интегральным показателем эффективности проведенного урока можно считать удовлетворенное состояние учащихся, выходящих с урока. Тема: Африка Урок-путешествие. Урок проводится в конце изучения темы «Африка». На одном из предшествующих занятий давалось задание повторить изученный материал, шло знакомство с тем, какие конкурсы будут на уроке, приводились примеры вопросов и заданий для учащихся продвинутого уровня. Цель урока: обобщение пройденного материала по теме «Африка». Задачи: проверить уровень сформированности основных учебных умений; развивать логическое мышление, образную память, умение правильно формулировать свою мысль; воспитывать интерес к предмету, умение слушать других, работать в темпе, любовь и бережное отношение к природе. Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного материала. Методы (по характеру познавательной деятельности учащихся): словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, исследовательский. Оборудование: физическая, политическая карта Африки, атлас, контурные карты, дневник исследований, мультимедийная презентация «Африка», подготовленная учениками, выставка дополнительной литературы по теме «Африка», медиапроектор. Ход урока I. Организационный момент. Цели и задачи. Наверное, нет на Земле человека, который не любил бы путешествовать. А детей – уж точно нет. Но путешествовать, можно не покидая школьного кабинета. Наш урок проведем в форме воображаемого путешествия. Следует класс учащихся разделить на три команды - «научные экспедиции» (проще это сделать по рядам, один ряд одна команда, но при этом необходимо, чтобы команды были примерно равны «по силам»). Команды должны выбрать руководителя и двух заместителей. Каждая команда должна иметь контурные карты « Африка» и «дневник исследований» в виде нескольких соответственно оформленных тетрадных листов. В «дневник» школьники записывают названия остановок, ответы на вопросы, выполняют задания, которые вызывали наибольшие затруднения при ответе или выполнении. Название команды______________________ Название остановки Ответы на вопросы, выполненные задания Вопросы и задания, которые вызвали затруднения 1.Историческая 2.Географическое положение 3.Высотная 4.Климатическая 5.Водная 6.Природные зоны 7.Политическая Записи необходимы для того, чтобы подвести итог изучению темы «Африка». Используя их, можно сделать вывод об учебных результатах усвоения данной темы. II этап. Путешествие. 1.Остановка «Историческая». Слайд 2. Задача выбранных игроков команд - написать имена путешественников и исследователей Африки, название страны, которую они представляют. Примеры заданий на слайдах. Презентация “Африка” Приложение1. Слайд 3. Ответ (Васко да Гамма. Португалия.) Слайд 4. ( Д.Ливингстон. Великобритания.) Слайд 5. (Г.М.Стэнли. Великобритания.) Слайд 6. (В.В.Юнкер. Россия.) 2.Остановка «Географическое положение». Слайд 7. 1.Даю задание представителям команд: «Представьте, что вы плывете вокруг материка, ваша задача - нанесите на контурную карту маршрут движения и отметить цифрами объекты, характеризующие географическое положение материка». Слайд 8. А) Начинаем наше путешествие в проливе - это своеобразные «ворота», соединяющие Атлантический океан с его внутренними морями. (Гибралтарский пролив.) Слайд 9. Б ) Выходим в океан, который омывает западное побережье материка.(Атлантический океан). Слайд 10. В) Проплывем мимо островов, которые расположены в 100-120 км. от берегов Марокко. Издалека можно увидеть очертания огромной горы - это знаменитый действующий вулкан Тенерифе. В здешних лесах живет множество желтых канареек, поэтому острова так и назвали. (Канарские острова.) Слайд 11. Г) Огибаем крайнюю южную точку Африки и оказываемся в океане. (Индийский океан.) Слайд 12. Д) Проплываем у берегов полуострова Сомали, проходим Аденский залив и входим в пролив. (Баб –эль- Мандебский пролив.) Слайд 13. Е) Теперь мы плывем по самому соленому на земле морю.(Красное море.) Слайд 14. Ж) Этот канал позволяет нам оказаться в том море, где начиналось наше путешествие. (Суэцкий канал.) 2.Выполните тест. Допускается выполнение теста с применением программы Knowing. Слайд 15-16 В каком направлении располагается Африка относительно Евразии? а) к западу; б) к юго-западу; в) к северу. 2.Какой пролив отделяет Африку от Европы? а) Мозамбикский; б) Гибралтарский; в) Берингов. 3.Какой мыс Африки является ее крайней южной точкой? а) Игольный; б) Альмади; в) Рас-Хафун. 4.Как называется самый крупный остров у берегов Африки? а) Гренландия; б) Новая Гвинея; в) Мадагаскар. 5.Самый большой полуостров Африки? а) Аравийский; б) Сомали; в) Индостан. 6.Какой канал является условной границей между Африкой и Евразией? а) Суэцкий; б) Панамский; в) Каракумский. 7.Какой океан оказывает наибольшее влияние на природу Африки? а) Атлантический; б) Индийский; в) Тихий. 8.Какой исследователь завершил открытие берегов материка при своем плавании вокруг Африки? а) Ливингстон; б) Васко да Гама; в) Вавилов. 9. Какой исследователь пересек Южную Африку, открыл верховья р. Конго, водопад Виктория? а) Ливингстон; б) Васко да Гама; в) Вавилов. 10.Как называется крупный залив у берегов Африки? а) Мексиканский; б) Персидский; в) Гвинейский. Слайд 17. Проверьте правильность ваших ответов по контрольной карте. Оцените вашу работу. 3.Остановка «Высотная». Даю текст представителям команд, их задача - написать названия пропущенных географических объектов. Эти две высочайшие горы - «пятитысячники» расположены вблизи экватора. Несмотря на это, они увенчаны вечными снегами и ледниками. Обе горы представляют собой потухшие вулканы, образовавшиеся на плоскогорье, где расколы земной коры проложили расплавленной магме путь из земных глубин к дневной поверхности. Это плоскогорье называется ..,а горы...(Восточноафриканское плоскогорье. Килиманджаро, Кения.) 4.Остановка « Климатическая». Слайд 18. Даю школьникам описания климатических поясов по командам, их задача - определить названия поясов. Слайд 19. Слайд 20. • Температура круглый год составляет +26..+28 градусов, за год выпадает более 2000 мм осадков, которые равномерно распределяются в течение года. (Экваториальный пояс.) Слайд 21. • Средняя годовая температура около 20 градусов, проявляются ее сезонные колебания. Выделяются две климатические области: средиземноморского типа климата и с равномерным увлажнением. (Субтропический пояс.) Слайд 22. • Солнце нагревает поверхность камней и песка до 70 градусов, температура воздуха поднимается до 40 градусов и выше. В связи с отсутствием облаков ночью поверхность земли и воздух быстро охлаждаются. Поэтому колебания суточных температур очень большие.(Тропический). Слайд 23. 5.Остановка «Водная». Слайд 24. 1.Выполняя задание, учащиеся должны определить названия географических объектов, о которых идет речь в описаниях. И подписать их на контурной карте. А) Эти три самых больших озера Африки, которые находятся на востоке материка, иногда называют Великими Африканскими озерами. (Виктория, Танганьика, Ньяса.) Б) Эти две реки образуют основное течение третьей реки, которая течет по пустыне, не получая воды ни от притоков, ни от дождей. Вода из реки сильно испаряется, много ее расходуется на орошение полей, и все же значительная часть воды реки вливается в Средиземное море. (Белый Нил, Голубой Нил.) 2.Цифровой диктант в устной форме («Я утверждаю, что…»), учащиеся сигнализируют учителю о своем согласии или несогласии с помощью компьютерной обратной связи и сразу корректируют свой ответ. 1. К внутренним водам относятся моря, реки, озера, ледники, болота и искусственные водоемы. 2.Распределение речной сети зависит от рельефа и климатических условий. 3.Большинство рек Африки относится к бассейну Индийского океана. 4.Самая полноводная река Африки – Замбези. 5.Водопад Виктория на реке Замбези был открыт английским путешественником Ливингстоном. 6.Вторая река Африки – Нигер, полноводна круглый год и дважды пересекает экватор. 7.В Африке много озер ледникового происхождения, крупнейшее из них – Танганьика. 8.Чад-озеро, имеющее свои размеры в зависимости от времени года. 9.Подсчеты ученых показали, что запасы подземных вод в центральной части Сахары незначительны. Слайд 25.Ответ:010 010 010 6.Остановка «Природные зоны». 1. Предлагаю представителям команд назвать пять ключевых слов и словосочетаний, с помощью которых они могли бы описать одну из природных зон Африки. 1команда – пустыни. 2команда - саванны. 3команда-влажные экваториальные леса Пример ответа. Пустыни: жара, отсутствие осадков, колебания температур, скудная растительность, змеи, ящерицы, верблюды, песок, песчаные бури, мираж. 2. Отгадать загадки: • В саваннах Африки живут стадами, тела их покрыты полосами, их быстрый бег от хищников спасает. Ну кто же их не знает? (Зебра.) • Когда трава от солнца выгорает и все другие звери голодают, лишь этот зверь имеет свежий корм, с деревьев листья обрывает он. (Жираф.) Слайд 26. 3.Расселить животных по природным зонам (наиболее характерным для обитания данного вида). 1.Слон.2.Верблюд.3.Жираф.4.Мартышка.5.Зебра.6.Лисица- фенек.7.Горилла.8.Антилопа – гну.9.Скорпион. Слайд 27. Ответ: Влажные экваториальные леса: 4,7. Саванны и редколесья: 1,3,5,8. Пустуни:2,6,9 7.Остановка « Политическая». Дети должны ответить на вопросы: А) Какое государство Африки самое большое по площади? (Судан.) Б) Какое государство Африки самое большое по населению? (Нигерия.) В) В Африке есть государство, из названия которого, отбросив две буквы, можно получить название другого государства. Причем первое пересекается экватором, а второе - нулевым меридианом. Что это за государство? (Сомали и Мали.) III Подведение итогов. Учитель. Наше заочное путешествие по Африке закончилось, вы проверили, насколько усвоили тему «Африка», узнали, какие вопросы и задания вызывают у вас затруднения. Эта информация поможет тем, кто недостаточно изучил этот материк и хочет получить более высокую отметку. Заключение При планировании данного урока, учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей. Занятия с ними традиционно ведутся по формированию исследовательских навыков. Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Происходило чередование различных видов деятельности, осуществлялась межпредметная связь. На уроке реализованы следующие дидактические принципы: системность, научность, доступность. Я стремилась к тому, чтобы на уроке преобладал диалог учителя с детьми, а не монолог, дети активно отвечали на вопросы, аргументировали их. Учащиеся были заинтересованы в течение всего урока и вовлечены в работу. Я думаю, что ученики усвоили материал по теме: «Африка», что подтвердили выполненные ими задания и итог урока. На уроке действовал принцип комфортности. В классе была создана и поддерживалась атмосфера доброжелательности, увлеченности, позволяющая раскрыться и поверить в свои силы каждому ученику. Результатом данного урока можно считать повышение интереса учащихся к изучению географии, стимулирование их учебной активности. Список литературы 1.ГалееваН.Л. , Мельничук Н.Л. сто приемов для ебного успеха ученика на уроках географии М.: «5 за знания», 2006. 2.География: Уроки-игры в средней школе / Сост. Н.В. Болотникова -Волгоград: Учитель, 2004. 3.География 6-8 классы. Уроки с использованием блочно-модульной технологии 2-е изд., стереотип./сост. Н.В. Болотникова. – Волгоград: Учитель,2008. 4.КоринскаяВ.А., Душина И.В.,Щенев В.А. География материков и океанов. 7 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений - 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2007. 5.Серебрякова Е.Б. Применение элементов технологии перспективно-опережающего обучения С.Н. Лысенковой //География в школе.-2001-№4 6.Скатова Н.Н., Попова Е.А. Современные педагогические технологии: групповая работа на уроках географии.//География в школе.2000-№8
|