Введение Представляю вашему вниманию разработку урока географии для 7 класса. Данный урок относится к разделу «Материки и океаны». Урок обобщения по теме «Африка» входит как составная часть данного раздела в программу географии материков и океанов – на изучение Африки отводится 9 часов, с учетом обобщающего урока. Следовательно, моей целью, как учителя, становится создание условий для того, чтобы ребенок мог самостоятельно продемонстрировать ЗУН, полученные на предыдущих уроках. Предложенный урок является последним в ряду уроков по изучению темы. Поэтому я выбрала урок представленный в форме путешествия, помогающий решать образовательные, развивающие, воспитательные задачи, которые не могут быть реализованы на обычном уроке. Например: создание целостного образа территории на основе разнообразных источников географической информации; формирование умения работать в коллективе; воспитание ответственности и уважения к мнению одноклассников; реализация личностно ориентированного подхода к каждому ученику; создание условий для проявления творческих способностей. Целью урока я определила обобщение пройденного материала по теме «Африка». При этом были поставлены следующие задачи: Образовательные: Проверить уровень сформированности основных учебных умений. Развивающая: Развивать логическое мышление, образную память, умение правильно формулировать свою мысль. Воспитывающая: Воспитывать интерес к предмету, умение слушать других, работать в темпе, любовь и бережное отношение к природе. Исходя из целей, была выбрана следующая структура урока: I этап. Орг. момент (Мотивация) – эмоциональный настрой на урок. II этап. Путешествие. III Подведение итогов. В путешествии участвуют три команды - «научные экспедиции» (команды были примерно равны «по силам»). Равноценные группы позволяют ставить одну проблему для всех, давать одинаковой сложности практические задания. Положительным моментом является тот факт, что в каждой группе были сильные ученики, которые объясняли материал. Решали трудные задания и помогали «вытянуть» проблему. Второй этап урока осуществлялся посредством словесного, наглядного, практического, частично-поисковый, исследовательского метода. При подготовке и проведении урока были использованы различные педагогические технологии: ИКТ; перспективно - опережающего обучения; коллективные способы обучения (КСО). ИКТ повышает мотивацию у учащихся. Технология перспективно - опережающего обучения – одна из развивающих, которую можно применить в средней (IIступени) и старшей школе. Уровень знаний повышает критерии стандарта и программы, позволяет более полно учитывать особенности учащихся (уровневую дифференциацию), а учащимся – возможность заниматься на более высоком уровне сложности. Применение КСО на уроке объясняется большой наполняемостью класса, помогает добиваться поставленной цели, создает творческую, соревновательную атмосферу среди учащихся. Свободная форма общения способствует меньшей их утомляемости, повышает работоспособность, воспитывает навыки взаимоконтроля, самоконтроля готовит к практической деятельности. В ходе урока поддерживали активность учащихся разнообразные виды учебной деятельности: работа с контурной картой, текстом, тестовыми заданиями, цифровым диктантом. Цифровой диктант в устной форме («Я утверждаю, что…»), учащиеся сигнализируют учителю о своем согласии или несогласии с помощью компьютерной обратной связи и сразу корректируют свой ответ. Технология приема цифрового диктанта дает возможность оперативно диагностировать уровень усвоения изученного материала. Этот прием позволяет дифференцировать проблемы учеников и учителей. За несколько секунд выявляется то утверждение, которое вызвало затруднения у большинства. Это – проблема учителя. Если же неудачным были ответы у одного - двух учеников - это их проблемы. Для исправления ошибок достаточно быстрого разъяснения учителя. Сама форма утверждений в цифровом диктанте несет функцию развивающего задания. Технология данного приема позволяет развивать навыки работы в аудиальной модальности (ответ на слуховое восприятие), обучает концентрации внимания. Интегральным показателем эффективности проведенного урока можно считать удовлетворенное состояние учащихся, выходящих с урока.