Цели: На основе анализа текста подготовить учащихся к написанию домашнего сочинения-рассуждения Развивать умение анализировать предложенный текст, навыки коммуникативного общения, речь, мышление. Содействовать воспитанию у учащихся активной жизненной позиции, дружбы, товарищества, дисциплинированности и самостоятельности. Оборудование: плакаты с пословицами и крылатыми выражениями о молодости и молодежи (“Молодому все просто”, “Юность – время золотое: ест и пьет и спит в покое”, “Молодому ошибка – улыбка, старому – горькая слеза”; “Здравствуй, племя младое, незнакомое!”. А.С.Пушкин, “Молодым везде у нас дорога…” В.Лебедев-Кумач и др.) ХОД УРОКА I. Организационный момент. 1* Здравствуйте, ребята! Мы с вами продолжаем работу по подготовке к ЕГЭ. Целью нашей сегодняшней работы будет подготовиться к написанию домашнего сочинения на основе прочитанного текста. При работе с предложенным текстом собрать как можно больше рабочего материала, который пригодится при написании сочинения. Откройте тетради, запишите число классная работа. Работать будем в группах, поэтому давайте вспомним основные правила работы в группах: 1. Будь доброжелательным к товарищам. Помни, что вы делаете общее дело. 2. Чётко высказывай предлагаемый способ решения. 3. Умей слушать других. 3. Если не согласен с мнением других: НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. Пользуйся вежливыми фразами. 4. Если ты оказался не прав, извинись, признай свою ошибку, не упрямься. Не смейся над чужими ошибками. Помни, что ты можешь оказаться в таком же положении. II. Разминка. 7* Прежде чем перейти к основной теме урока, я предлагаю вам небольшую разминку на знание морфологических норм. А три человека в это время пройдут он-лайн тестирование по заданиям из ЕГЭ. Читаем вопрос, обсуждаем в течение нескольких секунд, поднимаем карточку с номером правильного ответа. III. Основная часть. 30* Сегодня yаш урок посвящен интересной теме. А какой, вы узнаете, послушав стихотворение Э.Асадова “Можно и нельзя”: Когда ты прожил три весны всего, Мир ярок, словно птичье оперенье! Но чем ты больше ищешь с ним общенья, Тем меньше допускают до него. И в шустрых пять, и в бойких восемь лет Живешь, все те же тяготы неся: “Да” слышишь редко, чаще слышишь “Нет!” Запрет на это и на то запрет, Ну просто, в общем, ничего нельзя! Нельзя в футбол под окнами гонять, И в дом со свалки принести щенка, Нельзя сарай как крепость штурмовать И кинуть с крыши бомбу из песка. Ни засидеться с книгой допоздна, Ни эскимо наесться до отвала, Ни выпрыгнуть к ребятам из окна, Ни в чьих-то кур пальнуть из самопала. И думал я, лишаясь пистолетов, “Ну, ничего, вот вырасту большой…. Что взрослым-то? Им взрослым, хорошо, Живи себе и – никаких запретов! Ребятам вечно пальцами грозя, Ворчат, ворчат… Ах, даже слушать тошно! А вот себе не говорят – нельзя, А вот себе-то все, что хочешь, можно!”. О, детство, детство – розовый восход, Где все вокруг бескомпромиссно просто! Когда б я знал про все запреты взрослым…. Я б задержался в детстве хоть на год! Как выяснилось, взрослым тоже нет Покоя от инструкций и рецептов: Почти на все приятное запрет, На все, что скучно – никаких запретов! - Итак, как вы думаете, на какую тему у нас сегодня пойдет разговор? Да, о том, легко ли быть молодым. - Как вы считаете, какого возраста людей можно называть “молодежью”? - А легко ли быть молодым? Посмотрите на плакаты с пословицами и крылатыми выражениями о молодости и молодежи. Давайте проголосуем! (красная карточка – легко, жёлтая – трудно) Запомните результаты голосования, так как мы к ним ещё вернёмся. Работа с текстом. - Давайте обратимся к содержанию текста, лежащего у вас на столах. Прочтите его и самостоятельно выполните тестовые задания к нему. ( текст читает учащийся) Ю.Казаков 1. Молодым быть очень плохо. 2. Жизнь проходит очень быстро, тебе уже семнадцать или восемнадцать лет, а ты еще ничего не сделал. 3. Неизвестно даже, есть ли у тебя какие-нибудь таланты. 4. А хочется большой, бурной жизни! 5. Хочется писать стихи, чтобы вся страна знала их наизусть. 6. Или сочинить героическую симфонию и выйти потом к оркестру – бледному, во фраке, с волосами, падающими на лоб… 7. Что мне делать? 8. Что сделать, чтобы жизнь не прошла даром, чтобы каждый день был днем борьбы и побед? 9. Я живу в тоске, меня мучит мысль, что я не герой, не открыватель. 10. Способен ли я на подвиг? 11. Не знаю. 12. Способен ли я на тяжелый труд, хватит ли у меня сил на свершение великих дел? 13. Хуже всего то, что никто не понимает моей муки. 14. Все смотрят на меня как на мальчишку, даже иной раз ворошат мне волосы, будто мне еще 10 лет. Тестовые задания. • 1. 1. Какая проблема не затронута в этом тексте? 1. Роль молодежи в обществе. 2. Желание молодежи совершить подвиг. 3. Молодежь никто не понимает. 4. Молодые хотят внимания и славы. • 2. Какое утверждение противоречит точке зрения автора? 1. Молодым быть очень плохо. 2. Молодежи хочется бурной жизни. 3. Молодым быть хорошо. 4. Молодых надо воспитывать • 3. Определите стиль и тип речи текста. 1. Научный, описание. 2. Публицистический, рассуждение. 3. Публицистический, повествование. 4. Художественный, повествование • 4. Укажите средства связи предложений № 9 и № 10. 1. Синоним. 2. Повтор. 3. Однокоренные слова. 4. Местоимение. • 5. Какие средства выразительности используются в предложениях 7,8,10? • 6.Назовите способ образования слова совершение Проверь себя: • 1. 1 • 2. 3 • 3. 2 • 4. 4 • 5. риторический вопрос • 6. суффиксальный ( проверка выполняется по ключу, предложенному учителем) - Назовите проблему, которая поднимается в данном тексте и позицию автора. Индивидуальное сообщение -Молодость – это время самоопределения. Об этом времени в жизни человека написано немало. Давайте послушаем материал, подобранный по этой теме вашей одноклассницей. (Выступление ученицы с индивидуальным сообщением) . Обсуждение проблемы: “Легко ли быть молодым?”. 1. - Я предлагаю вам подискутировать на эту тему. В самом ли деле молодым быть плохо, как считает герой текста? Давайте поспорим с ним! Пусть 1 и 2 группа будут защищать позицию “Молодым быть трудно”, а 3 и 4 группа – “Молодым быть легко”. Необходимо за три минуты обсуждения в группе придумать как можно больше аргументов в пользу той или иной точки зрения. 2. Диспут (прения сторон). - Ну что же, я думаю, идеи, возникшие у нас в ходе дискуссии, помогут вам при написании сочинения. Физминутка для глаз -Давайте вспомним, по какой схеме строится сочинение на ЕГЭ. (работа со схемой, которая озвучивается учащимся) Работа в группах 1 группа – вступление, проблему 2 группа – позиция автора, комментарий 3 группа – аргументы 4 группа- вывод Выступление групп с результатом работы. По ходу работы заполняется таблица Автор текста Проблема Позиция автора Аргументы Вывод Юрий Казаков ……. ……. ………. ……… -Поменялась ли ваша точка зрения на вопрос, поставленный в начале урока? Как вы теперь считаете? Легко ли быть молодым? (Повторное голосование) Домашнее задание 1* Написать сочинение по тексту Ю Казакова, используя материал, наработанный на уроке Рефлексия 1* -А сейчас я попрошу вас оценить свою работу: Мне все было понятно и в моей работе нет ошибок. - Мне все было понятно, но в моей работе 1 -2 ошибки. - Я многое не понял (не поняла) и допустил (допустила) много ошибок. - Я ничего не понял (не поняла), у меня не было правильных ответов вообще. Итог урока -На этом урок окончен, всем большое спасибо
|