Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
ГосУслуги
Электронный дневник Заявка в техподдержку
Категории раздела
Учителя [100]
Материалы для работы учителей-предметников
Администрация [25]
Материалы для работы администрации школы
Классные руководители [15]
Материалы для работы классных руководителей
Конкурсы [1]
Положения, приказы по конкурсам
Наш опрос
Как вы относитесь к введению ФГОС ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью?
Всего ответов: 99
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Учителя

урок истории по теме "Монгольское нашествие на Русь"
[ Скачать с сервера (1.00 Mb) ] 12.05.2011, 14:46
Тема: Монгольское нашествие на Русь.
Цель: На основе имеющихся знаний учащихся о монгольской державе и завоеваниях Чингисхана через анализ учебного материала дать представление о ходе нашествия хана Батыя и причинах поражения русских княжеств.
1. Определить характер, особенности и цели монгольского государства; раскрыть причины успехов завоевательных походов монголо-татар; познакомить учащихся с ходом монгольского нашествия, определить причины поражения русских княжеств от войск Батыя, выяснить историческое значение нашествия монголо-татар; показать героический характер обороны русских княжеств, значение политической раздробленности как главной причины поражения русских войск;
2. Продолжить работу по формированию у учащихся критического, логического и ассоциативного мышления, умения работать с таблицей, контурной картой, интерактивной доской, выполнять творческие задания, работать в группах. Продолжить развивать у учащихся навыки работы с исторической картой, историческим источником.
3. Воспитывать чувство патриотизма и любви к родине. Формирование чувства сопереживания, гордости и уважения к подвигам предков.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: по характеру познавательной деятельности учащихся поисковый, объяснительно-иллюстративный, проблемный, индуктивный.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Материалы к уроку:
1. ЦОР- презентация учителя «Монгольское нашествие на Русь», анимированные схемы «Завоевания Чингисхана», «Походы Батыя», интерактивные задания, аудиофрагмент (отрывок из летописи)
2. Учебник Пчелова Е.В. «История России с древнейших времён до кон. XVI в.».
3. Карта «Борьба Руси против иноземных вторжений в XIII в.»
4. Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
4.Раздаточный материал (фрагменты из летописей).
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока. Актуализация знаний.
3. Изучение нового материала.
4. Закрепление изученного. Первичная проверка знаний.
5. Итог урок. Вывод
План изучения нового материала:
1. Образование империи Чингисхана
2. Причины завоевательных походов монголо-татар.
3. Битва на Калке.
4. Батыево нашествие на Русь.
5. Последствия монгольских завоеваний.
Ход урока.
I. Орг. момент.
II. Сообщение темы и цели урока.
“О, светло-светлая и прекрасно украшенная земля Русская!” Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками, источниками, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами Божьими и князьями грозными, и боярами честными, и вельможами многими.
“Всем ты преисполнена земля Русская, о прославленная вера христианская!”
Такой описывает летописец Русь в начале XIII века и горестно заключает: “И в те дни обрушилась беда на христиан”. А какая беда, мы узнаем, разгадав кроссворд.
Кроссворд.
1. Город, впервые упоминающийся в летописи в 1147 г.
2. Историческое произведение, в котором записи о происшедших событиях расположены по годам
3. Правитель государства, удельного княжества
4. Материал для письма, изготовленный из тонко выделанной кожи
5. Взаимная вражда князей
6. Владение князя, передаваемое по наследству
7. Кочевой народ, соседствующий с Древнерусским государством

- Какое слово является ключевым? (монголы)
Как ни тяжело приходилось русским в борьбе с половцами, хазарами, печенегами, нашествие монголов затмило по своей жестокости и последствиям все прежние испытания, выпавшие на долю русской земли. О тяжелейшем в истории нашей Родины времени мы будем сегодня говорить. Тема нашего урока “Монгольское нашествие на Русь”. Сегодня вы познакомитесь с нашествием монголов на Русь. Вы проследите направления нашествия, проанализируете обстоятельства поражения русских дружин, познакомитесь с героической обороной русских городов, узнаете о подвиге их защитников. Наша главная учебная задача: понять, почему монголы победили русские княжества.
III. Изучение нового материала.
1. Вступительное слово учителя.
- Что вы знаете о монгольских племенах из курса истории Средних веков?
В начале XIII в. на съезде монгольской знати талантливый полководец Темучин был провозглашен правителем монгольского государства и принял имя Чингисхан – в переводе Великий хан. Он объединил под своей властью все монгольские племена и поставил перед монголами задачу – завоевать весь мир.
2. Анимированная карта-схема «Завоевания Чингисхана»
- Прослушайте анимированную карту «Завоевания Чингисхана» и назовите страны, завоеванные монголами.
Год Территории
1206-1211 Тангутское царство. Покорены киргизы, буряты, якуты, уйгуры
1211-1215 Северный Китай
1218 Завоевание Кореи
1219-1221 Подчинение Северной Азии (Хорезм), Северная Индия
1220-1221 Азербайджан
1221-1223 Разорение Армении, Грузии, Северного Кавказа
3. Беседа.
- Почему же монголы так много воевали? В чем причина их завоевательных походов? Какие будут предположения?
• Наличие многочисленной армии, которая должна была сама себя содержать.
• Поиск новых пастбищ.
• Стремление знати к обогащению.
• Желание покорить весь мир (дойти до “последнего моря”).
Первые годы XIII в. не предвещали Руси каких-либо серьезных внешних потрясений. Разделенная на множество самостоятельных княжеств, страна жила в обстановке бесконечных усобиц; князья ссорились из-за власти, совершали походы на соперников, разоряли их княжества, мирились и вновь враждовали. О той поре летописи с горечью сообщали: “Пошли дети на отцов, а отцы на детей и братья на братью”.
В те времена из восточных стран стали приходить тревожные, пугающие известия о появлении какого-то незнакомого, воинственного народа. Из глубины Азии двинулись на завоевание новых земель и овладение богатствами огромные полчища кочевников-монголов. На Руси их называли татарами. В историю они вошли под названием монголо-татары.
- В каком году с монголами встретились русские полки? Где это произошло?
- Покажите на карте место сражения.

4. Работа по настенной карте.

5. Сообщение ученика. Работа по схеме «Битва на Калке»
В 1223 г. передовые силы монголов подошли к половецким степям и начали разорять их селения. Половецкие ханы обратились к русским князьям за помощью: «Мы теперь побиты, а если не поможете, то порубят и вас». “Нашу землю сегодня отнимут, а вашу – завтра, придя возьмут” - писал половецкий хан Котян Галицкому князю Мстиславу Удалому. Князья из южных княжеств откликнулись на просьбу половцев. Среди них главные силы выставили три Мстислава: князь Мстислав Мстиславович (Удалой), князь Мстислав Романович (Старый), князь Мстислав Святославович из Чернигова.
Они прибыли к месту сражения, но каждый князь действовал по своему усмотрению, не считаясь с другими. Дружина Мстислава Удалого вместе с половцами переправилась через реку Калку и атаковала врага. Монгольские конники вскоре начали отступать. Княжеские дружины, преследуя их, не заметили, как попали в ловушку. Половецкие отряды бросились в бегство. Русские оборонялись, но силы оказались неравными. Много воинов погибло, а с остатком своей дружины вынужден был бежать и князь Мстислав Удалой. Другие князья не пришли ему на помощь.
Мстислав Черниговский погиб в битве у Днепра.
Дружина князя Мстислава Старого была окружена. Киевляне отбивали атаки три дня. Но помощи им ждать было неоткуда. На предложение сдаться в обмен на «волю и выкуп» они согласились. Но победители не сдержали своего обещания и убили пленников. Победители связали пленных русских князей, бросили их на землю. Сверху положили доски, на которых пировали и праздновали победу под стоны умирающих. Так отсутствие единства действий стало причиной поражения русских в битве на реке Калке в 1223 г.
После победы на Калке войска полководцев Чингисхана ушли на Восток. Это было, как писал летописец, первое столкновение «с языком (народом) незнаемым, и никто не знает, кто они и откуда».
- Каков был итог этого сражения? Кто и почему потерпел поражение?
- Какие уроки могли извлечь князья из этого поражения?
Глубокую печаль на Руси вызвало поражение на Калке. Но князей этот урок ничему не научил. Они продолжали междоусобные войны. А тем временем тучи над Русью сгущались. В 1235 г. на очередном курултае было принято решение о походе на запад, «до моря франков», «до последнего моря», как завещал Чингисхан.

6. Анимированная карта-схема «Поход Батыя»

- Прослушайте анимированную схему и ответьте на вопросы:
- Кто возглавил новый поход? Когда был начат новый поход?
Возглавил поход «к последнему морю» внук Чингисхана Батый. В 1236 г. Батый разгромил Волжскую Булгарию. Затем были подчинены мордва и башкиры. Монголы окончательно сломили сопротивление половцев на Северном Кавказе. Поздней осенью 1237 г. полчища Батыя вступили в пределы Рязанского княжества.
Во всех русских летописях повествование о нашествии монголо-татар на Русь начинается с рассказа о разгроме Рязани. Этому трагическому событию посвящено и одно из замечательных произведений древнерусской литературы — «Повесть о разорении Рязани Батыем». Летопись сохранила и донесла до нас последовательность трагических событий.
7. Работа в парах.
Работа с документом. (Отрывки из летописи «Повесть о разорении Рязани Батыем»)

- О каком событии повествует летопись?
- Когда оно произошло?
- Почему в летописи стоит дата 6745 г.?
- В каком веке оно произошло?
- Кто напал на Рязанское княжество? Как их именуют в летописи?
- Что вы узнали из летописи о тех трагических событиях?
- Почему Юрий Ингваревич Рязанский отправил сына Федора с дарами к Батыю?
По-славянски «разбилась» звучит как «заразися». В память об этой драме город, впоследствии построенный на месте гибели Евпраксии и ее сына, назвали Зарайском. А князь Федор, княгиня Евпраксия и младенец Иоанн в церковной памяти русского народа почитаются как первомученики, от монголо-татар пострадавшие.
- Когда монголы подошли к Рязани?
- Назовите дату падения Рязани.
- В летописи о разорении Рязани говорится: «Не было тут ни стонущего, ни плачущего – ни отца и матери о детях, ни детей об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках…» Какие выводы вы можете сделать?
- О каких грехах говорит летописец?

8. Сообщение учащегося о Евпатии Коловрате.
- «Повесть о разорении Рязани Батыем» рассказывает нам также о рязанском герое Евпатии Коловрате.
Во время осады и гибели Рязани Евпатий находился в Чернигове. Узнав о несчастье, постигшем его город и родных, Евпатий с малою дружиною настиг разорителей Рязанской земли и внезапно напал на стан Батыя. «И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские... И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские, и сек ими... И ездил средь полков татарских так храбро и мужественно, что и сам хан устрашился». И выделил Батый против храбрецов целый темен воинов, вооруженных стенобитными орудиями-пороками. И только так удалось победить Евпатия. И дивились воины Батыя мужеству рязанских храбрецов: «Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам. Это люди крылатые, не знают они смерти и так крепко и мужественно, на конях разъезжая, бьются — один с тысячею, а два — с тьмою. Ни один из них не съедет живым с побоища». А Батый, глядя на тело Евпатия, будто бы произнес такие слова: «О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, — держал бы его у самого сердца своего». «И отдал тело Евпатия оставшимся людям из его дружины, которых похватали на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им».
- Какой из эпизодов на вас произвел наибольшее впечатление? Почему?
- А как вы думаете, что придавало силы Евпатию Коловрату и его малой дружине в борьбе с ордынцами?
- Почему Батый отпустил пленников и отдал им тело Евпатия Коловрата?

ФИЗМИНУТКА.
9. Анализ документа (Лаврентьевская летопись). Работа по карте.

- Прочитайте отрывок из Лаврентьевской летописи. Проследите по карте продвижение войск Батыя.
- Какие русские города были захвачены?
Опустошив Рязанскую землю, монголо-татары сожгли и разграбили города Коломну и Москву. В Москве они захватили в плен малолетнего сына великого князя Юрия Всеволодовича — Владимира.
Кровавое колесо нашествия катилось далее. Разгрому подверглись: Суздаль, Ростов, Галич, Ярославль, Тверь, Москва (показываем по карте) – все эти города были сожжены, а жители их “от старца до сущего младенца” беспощадно перебиты.
В начале февраля 1238 г. Войско Батыя подошло к Владимиру.
10. Текст с ошибками. (Работа с интерактивной доской).

- Внимательно прочтите отрывок из Суздальской летописи о монгольском нашествии на Русь, как монголо-татары захватили Владимир.
“Той же зимой подошли татары к Владимиру. Владимировцы затворились в городе… а татары подъехали к Золотым воротам. Владимировцы пустили по стреле по татарам, и татары тоже пустили по стреле по Золотым воротам.
А потом татары разбили стан у города и начали устанавливать камнеметные орудия. В воскресенье, 7 февраля, приступили к городу… И взяли город до обеда. Епископ Митрофан, женщины, дети, бояре и иные люди затворились в церкви Святой Богородицы, и их без милости запалили огнем”.
- А сейчас мы поиграем в игру “Найди ошибку”, ваша задача, работая в парах, обнаружить наибольшее количество ошибок.
“Той же весной подошли татары к Владимиру. Владимировцы затворились в городе… а татары подъехали к Серебряным воротам. Владимировцы пустили по стреле по татарам, а татары выпустили множество стрел по Серебряным воротам.
А потом татары разбили стан недалеко у моста, ведущего в город, и притащили тараны. В понедельник, 8 марта они приступили к городу… и к вечеру город взяли. Все женщины спрятались в церкви мученицы Ульяны, и их без милости затопили водой.
(Ребята отмечают ошибки, обнаруженные в тексте).
- Как же развивались события под Владимиром?
- Когда Владимир был сожжен монголами?

11. Аудиофрагмент Лаврентьевской летописи. Работа по карте.
Битва на реке Сити

- Прослушайте фрагмент летописи и укажите города, захваченные монголами.
- Сколько городов было захвачено в феврале?

12. Работа в контурных картах.

- Покажите на карте направления походов монголов.
- Какой тактический ход предпринял великий князь Владимирский Юрий Всеволодович?
Великий князь Юрий Всеволодович не руководил обороной Владимира. Он выехал на север собирать войско с окрестных княжеств. С малой дружиной он расположился на притоке Волги, ожидая брата своего Ярослава, спешившего к нему со своей дружиной из Киева.
- Когда была битва на реке Сить?
- Чем она завершилась?
- Укажите на карте место сражения.
- До какого города – центра самостоятельной земли на северо-западе Руси не дошли монголы?
- Почему, когда желанный Новгород был практически рядом, войско ушло в противоположную сторону?
Историки выдвигают различные версии. Будет правильным сказать, что Батый отказался от наступления на Новгород по ряду причин:
1. В Новгороде были профессиональные войска – княжеская дружина.
2. Город был хорошо защищен.
3. Бои с новгородцами могли затянуться и тогда голодной монгольской армии пришлось бы считаться с весенней распутицей в случае отступления.
И самое главное –
4. Боеспособность Батыевых войск к этому времени заметно упала и вероятность поражения под Новгородом могла сорвать выполнение главной задачи завещанной Чингисханом – поход к “последнему морю”.
13. Сообщение учащегося об обороне Козельска.

- Итак, монголо-татарское войско, направляясь в свои степи, повернуло на юг, но на семь недель было задержано у небольшого города Козельска. 25 марта 1238 г. Передовой отряд подошел к городу Козельску.
История обороны Козельска — одна из самых героических страниц в истории нашего народа. Небольшой городок, который насчитывал в то время менее четырех тысяч жителей, в течение семи недель оказывал сопротивление самой мощной армии своего времени. Этот подвиг жителей Козельска стоит того, чтобы мы о нем помнили и через тысячу лет.
Город Козельск был настоящей неприступной крепостью. Располагался он на высоком холме, который с трех сторон спускался к трем рекам крутыми обрывами. От вершины холма до уровня воды было около тридцати метров, да еще на пять-десять метров возвышались стены, да еще над стенами боевые башни. Устанавливать внизу камнеметные машины было бессмысленно. Большой камень, способный разрушить башню, на такую высоту не забросить ни противовесом, ни натяжным устройством. Защитники же посылали вниз стрелы, бросали бревна и камни, которые при падении с высоты набирали страшную силу.
Крепость была хорошо защищена с трех сторон. Единственная доступная для нападения сторона вела в поле, поэтому называлась напольной. Здесь, за стенами города, располагался ров, заполненный водой. В Козельске жители могли поднимать мост через ров и превращать свою гору в подлинный остров-крепость. Перед приходом орды козельцы успели наморозить слой льда на стенах и входных воротах. Защитой города всегда руководил князь. Но в Козельске в это время князем был малолетний ребенок — Василий. И жители города решили: «Хотя князь наш молод, однако положим живот свой за него, и здесь славу и небесные венцы от Христа Бога получим». И вот 49 дней осаждали монголо-татары город, уже ров был забит убитыми. Наконец им удалось хитростью выманить защитников за пределы крепости. Татары применили свою излюбленную хитрость. После очередного неудачного штурма они имитировали паническое бегство. Осажденные козельцы, чтобы завершить свою победу, сделали всеобщую вылазку, но были окружены превосходящими силами противника и все перебиты. После ужасной сечи монголо-татары прорвались в крепость. Но и на крепостных стенах жители сражались до последнего. Озлобленные враги не оставили в живых ни одного человека. Все — старики, женщины, младенцы — были перебиты; юный же князь потонул, по преданию, в крови. Монголо-татары прозвали Козельск «злым городом».
Батый повелел, чтоб свой гнев показать
И страх по Руси всем навеять,
Разрушить Козельск и с землею сровнять,
То место, где был он, сохой запахать
И сорной травою засеять.
Исполнили волю владыки рабы,
С землей бедный город сровняли,
И городом злым за упорство борьбы
Козельск с той поры называли.
14. Заполнить пропуски в таблице «Походы Батыя на Русь» (слайд)
- Через какие княжества прошли монгольские войска?
15. Игра интерактивная «Восстанови последовательность городов»
16. Анимированная схема «Походы Батыя» (2-ой поход)
- Прослушайте анимированную схему и назовите дату начала 2-го похода Батыя.

17. Работа с документом. Отрывок из Ипатьевской летописи
- Прочтите отрывок из Ипатьевской летописи о разгроме Киева и сравните с событием, описанным в уже известной вам Суздальской летописи. Какие общие черты вы можете отметить?

- Используя документ, расскажите о взятии Киева Батыем. Когда город был взят?
- Что общего было в действиях монголо-татар при захвате Киева и Владимира?
- Можно ли на основании этого документа говорить о героизме русского народа в борьбе с иноземными захватчиками?
- Когда же к Батыю привели раненого Дмитрия, то, изумленный его необыкновенным мужеством, Батый даровал ему жизнь и оставил при себе.
- Когда пал Киев?
- Эта дата означает установление над Русью монгольского ига.
- В какие государства, кроме Руси, вторглись монголы?

17. Подведение итогов. (Последствия монгольских завоеваний)
- "О светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты... Всем ты преисполнена, земля Русская!.." писал летописец.
- Как же изменилась Русь после походов Батыя?
"Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел..."
Подведем итоги татаро-монгольского нашествия:
• Западная Европа была спасена от разгрома.
• Резко сократилось население Руси. Много народу было убито и уведено в рабство.
• Разрушено 30 городов (из 74).
• Гибель городских ремесленников привела к утере профессий и ремесел.
- Представьте, что вы летописец. Составьте своим потомкам запись событий борьбы русских княжеств против войск Батыя.
- Обратите внимание на сроки сопротивления русских городов.
6 дней продержалась под натиском татар Рязань,
5 дней – Москва,
10 дней – Владимир,
14 дней – Торжок,
а маленький Козельск держал орду под своими стенами 49 дней!
Защитники и горожане сражались храбро, не сдался ни один город, ни один князь.
- Почему же монголо-татары завоевали большую часть русских земель?
- Можно ли назвать 1237 – 1240 гг. временами трагическими и героическими?

IV. Закрепление изученного. Первичная проверка знаний.
1. Расположи в хронологической последовательности события 1237-1240 гг.
1. Битва на реке Сить
2. Завоевание Рязани
3. Оборона Козельска
4. Завоевание Ю-З Руси. Падение Киева.
5. Разрушение Владимира
2. Тесты.

V. Итог урока. Домашнее задание.
§ 18, р.т. 18, задания в контурных картах

Категория: Учителя | Добавил: Розалия | Теги: урок, история, 6 класс
Просмотров: 13050 | Загрузок: 1073 | Рейтинг: 3.8/8
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Морозные дни
Морозные дни
Рейтинг сайтов
Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов
Народный ревизорро
VK
Школьное питание
Школьное питание
Поиск
Друзья сайта
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?