Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
ГосУслуги
Электронный дневник Заявка в техподдержку
Категории раздела
Учителя [100]
Материалы для работы учителей-предметников
Администрация [25]
Материалы для работы администрации школы
Классные руководители [15]
Материалы для работы классных руководителей
Конкурсы [1]
Положения, приказы по конкурсам
Наш опрос
Как вы относитесь к введению ФГОС ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью?
Всего ответов: 99
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Учителя

Урок окружающего мира в 3 классе
[ Скачать с сервера (2.00 Mb) ] 12.05.2011, 21:45
Развитие и размножение животных
Цель: сформировать представления о жизненных циклах разных групп животных.
Задачи:
1. Познакомить с размножением и развитием животных: насекомых, рыб, птиц, млекопитающих.
2. Расширить знания учащихся о профессиях: энтомолог, орнитолог, ихтиолог, зоолог.
3. Формировать навыки наблюдения в процессе поисково-познавательной деятельности.
4. Формировать навыки умения действовать самостоятельно и работать сообща в команде.
5. Совершенствовать познавательные способности, развивая умение реалистически оценивать свою работу.
Оборудование: компьютер, мультемедийный проектор, экран, карточки – помогайки, учебник “Окружающий мир” автор О. Т. Поглазовой, часть № 2, класс 3, конверты с заданиями, со словами, индивидуальный дидактический материал.
Оформление доски: карточки со словами: биология, зоология, ботаника, энтомолог, орнитолог, ихтиолог, развитие и размножение животных, плакат классификации животных.
Рабочий афоризм: Мало иметь хороший ум, главное хорошо его применять. Р.Декарт.
Программа: “Окружающий мир” автор О. Т. Поглазова, Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2005 год Мин. Обр. и науки РФ.
Тип урока: урок-исследование.
Форма проведения: деловая игра.
Ход урока
I. Организационный момент. Психологический момент. Слайд 1.
- Ребята, обращаю ваше внимание на то, что сегодня к нам пришли гости, чтобы посмотреть на нашу работу. Давайте улыбнемся, друг другу, ведь мы с вами знаем, что улыбки располагают к приятному общению.
А теперь настроимся на работу – откроем ладошки новым знаниям и произнесем волшебную фразу:
Слайд 2. Я хочу много знать! Я хочу своими знаниями делиться с друзьями.
- Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке узнать, что-то новое сделать свое маленькое открытие? (нужно быть внимательным и наблюдательным).
II. Актуализация знаний.
- Сегодня наш урок хочется начать с мудрого высказывания Р.Декарта (древнегреческого философа).
- А знаете ли вы кто такой философ? Ответы учащихся.
- Философ – 1) человек, который разумно, рассудительно и спокойно относится ко всем явлениям жизни, к ее невзгодам. 2) специалист по философии, а также создатель какой-нибудь философской системы.
Мало иметь хороший ум, главное хорошо его применять. Р.Декарт. Слайд 3.
- Как вы понимаете смысл данных слов? (Нужно иметь не только хорошие знания, но и уметь ими пользоваться, применять их на практике, на деле.)
- Итак, применим свои знания на практике. ЗАКРЫТЬ ЭКРАН
Домашние ласкаются, а дикие кусаются.
Они повсюду и везде: на суше, в небе и в воде,
Лесные есть, болотные,
Зовем мы их … животные
- Животных в природе очень много, все они разные, но их можно разделить на несколько групп по общим признакам и среде обитания.
- На предыдущих уроках мы говорили с вами, напомню о том, что ученые-зоологи делят царство животных на группы. С этими группами мы уже знакомы.
Проверка домашнего задания осуществляется разными формами работ:
1. Индивидуальная работа.
Четверо (с каждой группы) учащихся выполняют индивидуальные задания-карточки следующего вида:
Задание: Соедините стрелкой группу животного с соответствующим представителем-обитателем.
Лягушка Пресмыкающиеся Бабочка
Страус Насекомые Крокодил
Щука Звери Жаба
Черепаха Земноводные Волк
Мышь Рыбы Воробей
Муравей Птицы Карась

2. работа в группах (обсуждение в группах 1 – 2 минуты)
- Сейчас вам придется вспомнить отличительные черты каждой группы. Для этого у вас на столах лежат приметы каждой группы (на листочках)
Звери
Рыбы
Птицы
Насекомые
Земноводные
Пресмыкающиеся
Справочное бюро: перья; четыре ноги; чешуя; голая кожа; два крыла; шесть ног; роговые чешуйки; плавники; шерсть; крылья.
3. проверка слайд 4
- Назовите отличительные черты каждой группы
Звери Четыре ноги, шерсть
Рыбы Плавники, чешуя
Птицы Две ноги, два крыла, перья
Насекомые Шесть ног
Земноводные Четыре ноги, голая кожа
Пресмыкающиеся Четыре ноги, роговые чешуйки
ЗАКРЫТЬ ЭКРАН
III. Определение темы и целей урока.
Как вы думаете, а все ли мы с вами знаем о группах животных, их представителях? Мы знаем не все. Например, не знаем, как размножаются и развиваются представители разных групп. Хотелось бы это узнать.
1.Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы учениками.
- Сегодня мы будем исследовать самую таинственную, полную загадок тему.
- Но прежде чем начать работу по новой теме, давайте представим, какими хорошенькими и смешными вы были маленькими. И вообще, какое счастье, когда в семье появляется ребенок.
Итак, у людей – ребенок;
у лисы – (лисенок);
у кошки – (котенок);
у утки – (утенок)?;
у бабочки - ?;
у кузнечика - ?
- Это первая загадка природы, и нам на уроке нужно её решить.
- Ребята, а кем в детстве морской конек? Дельфин? Змея?
- Вот видите, сколько тайн преподносит нам природа!
- Как вы думаете, какую проблему мы сегодня будем вместе решать?
- Итак, тема нашего урока, таким образом, звучит так: Развитие и размножение животных. Слайд 5.
IV. Постановка проблемы. Создание положительной мотивации.
- Молодцы! Мудрое высказывание Р.Декарта мы с вами подтвердили на практике, вспоминая изученный материал. Продолжим наш урок.
V. Физкультминутка.
VI. Изучение нового материала.
1. Развитие земноводных
- С развитием и размножением земноводных мы познакомимся на примере лягушки.
- Прочитайте в учебнике с. 71 – 72, как размножаются земноводные.
Откладывают икру, из икры выводятся головастики, которые превращаются в лягушку.
Слайд 6. Головастик похож на маленькую рыбку с большим хвостом. Через несколько дней у него появляются задние ноги, потом передние. Хвост постепенно укорачивается, головастик становится молодым лягушонком и выходит на берег. На это уходит 2-3 месяца.
2. Развитие пресмыкающихся Слайд 7.
- Следующая группа животных – пресмыкающиеся. Ребята, а помните, как в сказке Джозефа Редьярда Киплинга «Рики-тики-тави» змея Нагайна охраняла от мангуста свою кладку яиц, из которых должны были вывестись маленькие змеёныши. Откладывают яйца, из яйца вылупляется детеныш, который вырастает во взрослое животное.
- Вот и настала пора раскрыть все секреты. Сегодня наш урок пройдет в форме деловой игры.
- Каждая группа будет работать исследователями и отвечать на свой проблемный вопрос. У каждой группы на столе лежит конверт, откройте его.
3. Введение новых понятий
Скажите, пожалуйста, а знаете ли вы кто такой энтомолог ?
- Слово образовано с помощью двух корней: энтом и лог.
“Логос – это наука, мы знаем, а вот значение первого корня не знаем, но хотелось бы узнать”.
- Как вы думаете, а где мы можем познакомиться со значением данного слова?
Значение слова мы можем узнать в Толковом словаре русского языка. Итак, в словаре написано, что энтомолог – это человек, изучающий насекомых. Значит, корень “энтом” означает – насекомое. Слайд 8.
- Скажите, пожалуйста, а слышали ли вы о такой профессии, как орнитолог?
В результате рассуждений и работы со словарем уточняем значение слова “орнитолог”. Слайд 9.
- Мы узнали, что энтомолог – изучает насекомых, орнитолог – изучает птиц, а тогда как вы думаете, как же тогда будет называться профессия человека, занимающаяся изучением рыб, если “ихти”- это рыба?
ихтиолог. Слайд 10.
Зоолог Слайд 11.
- Молодцы! Какое обобщение мы с вами можем сделать?
- Зоологи, энтомологи, орнитологи и ихтиологи занимаются изучением соответствующих групп животных: зверей, насекомых, рыб и птиц.
Слайд 12. закрываю
- Итак, наша проблема: Развитие и размножение животных. Каждый из вас является ученым одного из видов животных.
Ученые-зоологи, познакомьте нас с вашими обязанностями. (Мы занимаемся проблемой развития и размножения зверей.)
- Ученые-энтомологи, пожалуйста, вам слово. (Мы занимаемся проблемой развития и размножения насекомых.)
- Ученые-орнитологи, какова ваша проблема? (Наша проблема развития и размножения птиц.)
- Слово предоставляется ученым-ихтиологам. (Перед нами стоит сложная проблема развития и размножения рыб.)
4. Исследовательская работа.
- Предлагаю вам начать исследовательскую работу в группах. Вам предоставляется рабочий материал:
1. Найдите, как размножаются (звери, насекомые, птицы, рыбы) карточке и прочитай учебник стр. 67 – 68; 73 – 74, 69, 70 – 71.
2. Наклейте в определенной последовательности размножение и развитие (зверей, насекомых, птиц, рыб) на лист с надписью: Размножение и развитие животного именно вашей группы.
3. Используйте слова из белого конверта. Составьте схему поэтапного размножения и развития того или иного вида животных.
Вам предлагается внимательно каждой группе рассмотреть и изучить полученные материалы и с результатами вашей работы познакомить всех присутствующих в данной аудитории. Результат работы каждой группы оформляется на листе с помощью слов из конверта с использованием клея.
VIII. Контрольный момент.
- Слово предоставляется представителям группы энтомологов.
Выступление учащихся. Показ итоговой работы на листе: Размножение и развитие насекомых сопровождается подробным рассказом по проблеме урока. Проверка получения положительного результата сопровождается показом слайда 13.
- Внимание вопрос:
Выступление учащихся «орнитологов». Показ итоговой работы на листе: Размножение и развитие птиц сопровождается подробным рассказом по данному вопросу. Проверка полученного результата сопровождается показом слайда 14.
- А теперь пришло время обратиться к работе ученых-ихтиологов.
Выступают учащиеся данной группы, сопровождают итоговую работу на листе: Размножение и развитие рыб сравнительным анализом, сделанным в ходе работы всей группы. Слайд 15.
- Свои результаты представят зоологи. Пожалуйста, вам слово.
Объяснения учащихся сопровождается показом итоговой работы группы по листу: Размножение и развитие зверей. Проверка работы группы сопровождается показом слайда 16.
- Спасибо каждой группе за подробные сообщения. Вами была проделана большая работа. Вы все заслужили похвалы. А сейчас давайте вернемся к нашему проблемному вопросу.
IX. Рефлексия.
1. Тест.
- А сейчас ответим на вопросы теста. Слайды 17 – 21.
1. Кто выкармливает детёнышей молоком?
з) птицы и ) звери к)рыбы
2.Какое слово пропущено: икринка---------………----------рыба
с)личинка т)малёк у)головастик
3.Какое животное относится к рыбам?
м)дельфин н)бегемот о)карп
4. Когда охота запрещена?
в)зимой г)весной д)осенью
- Правильные ответы составили слово ИТОГ.
2. Выражение решения. (Работа по схеме)
– Какие из животных откладывают яйца? (Насекомые, пресмыкающиеся, птицы)
- Кто три раза родится? (Насекомые: 1-я жизнь – личинка, 2-я жизнь – куколка, 3-я жизнь – взрослое насекомое.)
- Чем отличается размножение зверей от других животных? ( Звери рождают детенышей)
- Сравните размножение рыб и земноводных. (Откладывают икру)
- Сравните размножение пресмыкающихся и птиц. (Откладывают яйца)
- Назовите проблему нашего урока. Посмотрите, какой замечательный у нас получился результат (итоговые работы – контрольные листы размножения и развития, животных выполненные каждой группой). Работу, какого отдела вам хотелось бы особенно отметить? Что на ваш взгляд было особенно интересным на нашем уроке? Выскажите свое мнение, опираясь на фразы:
1. “Я узнал (а) …”.
2. “Мне бы хотелось…”.
Объявляю благодарность всем вам за плодотворную работу, за то, что мы с вами умело, использовали свои знания в новой для нас ситуации, тем самым подтвердили еще раз мудрое высказывание Р. Декарта “ Мало иметь хороший ум, главное хорошо его применять”.
X. Домашнее задание.
Обязательное задание для всех: работа с учебником Учебник, стр. 67 – 76, ТПО № 9, 10.
Задание на выбор:
1. Подготовить индивидуальное сообщение о любом животном на изученную тему (доклад сопровождать показом иллюстраций);
2. Нарисовать животное и подписать этапы его размножения и развития, или сделай фотографии о своем домашнем питомце и расскажи, как он заботится о своем потомстве.

Категория: Учителя | Добавил: Lena_Sh | Теги: 3 класс, урок, окружающий мир
Просмотров: 10164 | Загрузок: 1286 | Рейтинг: 4.3/17
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Морозные дни
Морозные дни
Рейтинг сайтов
Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов
Народный ревизорро
VK
Школьное питание
Школьное питание
Поиск
Друзья сайта
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?