Урок литературы с использованием презентации. Место занятия в структуре образовательного процесса: урок по учебному плану в 7 классе (учебник-хрестоматия «Литература» 7 класс. Автор – В.Я. Коровина) Тема: А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Форма: комбинированный урок. Цели и задачи: • знакомство с балладой и её особенностями • анализ содержания произведения • обучение выразительному чтению и развитие речи • расширение кругозора учащихся • привитие интереса к литературе и истории. Оборудование: • учебник «Литература» 7 класс • выставка книг • презентация Ход урока. I. Организация урока. Активизация внимания. Проверка готовности класса к уроку. II. Разминка. 1. Годы жизни Пушкина? 2. Где родился? 3. Чем знаменит род Пушкиных? 4. Кто привил Пушкину интерес к литературе? 5. Когда у Пушкина появилась страсть к поэзии? 6. 1811 год – что это за дата? 7. Назовите произведения Пушкина, связанные с историей. 8. Любимое время года Пушкина? 9. Объясните связь: осень – «Полтава». 10. Чему посвящены эти строки, откуда они: «Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой её гранит…» III. Работа по теме урока. 1)Слово учителя. В 1820 году поэт завершил работу над поэмой «Руслан и Людмила». Она имела огромный успех. Однако над головой Александра Пушкина нависли нешуточные грозовые тучи. Правительство было недовольно его вольнолюбивыми стихами. Ему грозила ссылка в Сибирь. Друзья поэта предприняли хлопоты, увенчавшиеся успехом. В начале мая 1820 года царь утвердил предложение о переводе Пушкина в южные губернии России. А.С. Пушкин побывал на Кавказе, в Крыму, в Бессарабии, в Киеве. Его заинтересовали реликвии старой Киевской Руси: могилы на горе Щековица, старинные памятники. Всё это отвечало его давнишнему интересу к родной старине и вдохновило на создание баллады «Песнь о вещем Олеге». Мы уже говорили о том, как внимательно Пушкин относился к событиям русской истории. Именно Пушкину одним из первых было суждено стать летописцем крестьянского мятежа 18 в, его перу принадлежат «История Пугачёва», роман «Капитанская дочка», поэмы «Полтава» и «Медный всадник», трагедия «Борис Годунов». А также баллада «Песнь о Вещем Олеге», с которой мы сегодня будем знакомиться. Сегодня мы должны выявить источник баллады, определить её тематику, провести частичный анализ и расшифровать название. 2) Итак, начнём мы с расшифровки названия. - Кто такой Олег? (князь) - Что вы знаете о нём? - Послушаем небольшую историческую справку. Выступление уч-ся: Князь Олег правил в Киеве, который в 9-12 веках являлся столицей Киевской Руси. В 911 году он совершил поход на Константинополь (в древнерусской традиции – Царьград). Запросивший мира византийский император согласился на большой выкуп и заключил с князем Олегом договор, согласно которому русские купцы получали право беспошлинной торговли по всем землям Византии. В знак победы и нерушимости заключенного договора Олег прибил свой щит на врата Царьграда. Когда Олег возвратился в Киев, ликующие киевляне, дивясь храбрости, уму и богатству, нарекли его вещим. - Что означает слово «вещий»? - Посмотрим значение этого слова в словарях. В. Даль: Вещий – кому всё ведомо и кто вещает будущее; прорицатель, предсказатель; умный, мудрый, предусмотрительный. Ушаков: Вещий (книжн. поэт. устар.) – знающий или предсказывающий будущее, пророческий Ожегов: Вещий (высок.) – предвидящий будущее, пророческий. – Итак, Пушкин в Южной ссылке. Он вновь живо интересуется историей. Интересовали его и подлинные свидетельства о далёком прошлом славян. Пушкин неоднократно перечитывал старинную летопись «Повесть временных лет», составленную монахом Нестором. Из неё почерпнул поэт сюжет для произведения «Песнь о вещем Олеге». 1) Стр. 79. чтение уч-ся истории об Олеге в летописи - Почему было так трудно читать? -Как поняли содержание прочитанного? - Теперь прочитаем перевод на слайдах. И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого когда-то поставил кормить, решив никогда на него не садиться. Ибо когда-то спрашивал он волхвов и кудесников: «От чего я умру?» И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня своего любимого, на котором ты ездишь, - от него тебе и умереть!» Запали слова эти в душу Олегу, и сказал он: «Никогда не сяду на него и не увижу его больше». И повелел кормить его и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока не пошёл на греков. А когда вернулся в Киев и прошло четыре года, - на пятый год помянул он своего коня, от которого когда-то волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старейшину конюхов и сказал: «Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?» Тот же ответил ему6 «Умер». Олег же посмеялся и укорил того кудесника, сказав: «Не право говорят волхвы, но всё это ложь: конь умер, а я жив». И приказал оседлать себе коня: «Да увижу кости его». И приехал на то место, где лежали его голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: «От этого ли черепа смерть мне принять?» И ступил ногою на череп, и выползла из черепа змея, и ужалила его в ногу. И от того разболелся и умер он. Оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе, называемой Щековица; есть же могила его и доныне, слывёт могилой Олеговой. -Верно ли мы перевели текст летописи? - Как мы определили слово «вещий»? - Сопоставьте лексическое значение слова «вещий» с прочитанным фрагментом. Не видите ли вы какого-либо противоречия? !Умеющий предвидеть будущее князь не сумел уберечься от злой участи. - Почему же так произошло? - Для ответа на вопрос, обратимся к основному содержанию баллады. 2) Сначала словарная работа. Тунгусы – устаревшее название эвенков, жителей Краснодарского края. Хазары, хозары – народ, живший в VIII – XI веках в низовьях Волги и на Северном Кавказе. Обрёк он мечам и пожарам – решил разрушить и сжечь. Кудесник – волхв, колдун, предсказатель, прорицатель. Перун – главное божество древних восточных славян; бог грома и молнии, покровитель воинов. Жребий – здесь: будущее, судьба. Чело (устар.) – лоб. Пращ, праща – сложенный петлёю ремень или верёвка для метания камней. Сеча – здесь: бой, битва. Секира – старинное холодное оружие (большой топор с полукруглым лезвием, на длинной ручке). Ковыль - это многолетние травы с коротким корневищем, выпускающим иногда очень большой пучок жёстких листьев, свёрнутых в трубочку. Тризна - погребальный обряд у древних славян. Назначение тризны состояло в том, чтобы отогнать злые силы от живущих. погребальный обряд у древних славян. Назначение тризны состояло в том, чтобы отогнать злые силы от живущих. 3) Прослушивание начала баллады в исполнении актёра Журавлёва и дальнейшее чтение уч-ся. Задание перед прочтением: Выявить различия между содержанием летописи и баллады Пушкина. 4) Проверка чтения. -Изменилось ли что-нибудь в композиции баллады по сравнению с летописью? (да, порядок событий) Летопись начинается с воспоминаний о коне, а баллада – с предсказания кудесника. Пушкин не случайно избирает хронологическую последовательность повествования, выводя центральный эпизод баллады на первый план. -Как вы думаете, почему? (это главное, основное). 5) Анализ баллады. - Перед нами 2 героя: князь Олег и старец-кудесник. - Каким вам представляется старец? - Как его описывает Пушкин? Зачитайте. -Что значит «покорный Перуну старик одному»? -Что значит мудрый? Обобщим: Кудесник – пожилой, бескорыстный, смелый, независимый, обладает божественным даром. - Каким вы увидели Олега? Зачитайте. - Как он обращается к кудеснику? (требует, а не просит) - Что обещает в награду? (коня!) - Что же здесь предлагает увидеть нам Пушкин? Каких 2 разных человека столкнулись? Какова идея этого столкновения? Не забывайте, что произведение написано в ссылке! (независимость старца, он не поклоняется никому, не меняет своих решений, говорит правду всегда). - Определите тему. ( Тема свободы, независимости, неподкупности) - А каково предсказание кудесника? - Почему он так долго перечисляет заслуги Олега перед предсказанием? - Что же необычного в предсказании кудесника? Пророчество: 1. смерть не от ран – как подобает воину 2. не от болезни и старости – как положено праведнику 3. смерть от коня! Какое предсказание! Древние славяне считали, что убитый в загробном мире становится рабом убийцы. Князь умер от коня! По поверьям, лошадь знала тайны загробного мира, земли и циклы её развития. Легенды и фольклор часто наделяют лошадей магической силой предсказания. - Как Олег воспринял предсказание? (усмехнулся, но задумался, омрачился). - Как князь пытается избежать предсказания? - Как вы оцениваете его поступок? Могучий воин размышляет, как обойти судьбу. Меняет коня, что несовместимо с воинской честью. Отвергнуты смелость, верность, преданность. - Зачитайте сцену прощания Олега с конём. С какими словами он обращается к нему? Как это характеризует Олега? - Прошли годы. Князь вспомнил о коне. (Значит, за всё это время он ни разу его не навестил, не спросил о нём, о верном друге.) Что же он узнаёт? -С каким чувством он принимает это сообщение? - Изменился ли он с годами? (нет. То же презрение к кудеснику, насмешливость). - Как он вновь встречается со своим преданным другом? (наступает на череп ногой!) - Вот предсказание и сбылось. Зачитайте. - Здесь чётко прослеживается ещё одна тема баллады – тема судьбы. - Прочитайте отрывок из письма Пушкина Вяземскому о судьбе: Судьба не перестаёт с тобою проказить. Не сердись на неё, не ведает ибо, что творит. Представь её огромной обезьяной, которой дана полная воля. Кто посадит её на цепь? Ни ты, ни я, никто. Делать нечего, так и говорить нечего…» А.С.Пушкин - Почему вещий Олег не сумел уберечься от злой судьбы, от злой участи? За что он наказан так жестоко? Князь ведёт себя недостойно, испугался предсказания, хочет обойти судьбу, презирает кудесника, умудрённого жизненным опытом. - Пушкин работал в разных жанрах. «Песнь о вещем Олеге» - это баллада. Докажем, прочитав определение. 6) - Какое слово в названии баллады осталось нерасшифрованным? (песнь) - Чем отличается песнь от песни? (высокое, торжественное звучание, память о прошлом). - Знаете ли вы, что во время Гражданской войны и в красных, и в белых войсках любили распевать на один и тот же лихой мотив… «Песнь о вещем Олеге»? Вот только припев к этому гимну был их собственного сочинения и отличался одной строкой. Я предлагаю вам прослушать гимн в исполнении хора Вааламского монастыря. - Понравилось? Удивило? Чем? - Вот такая она необычная – «Песнь о вещем Олеге». Разговор о ней мы продолжим на следующем уроке. А теперь подведём итоги. IV. Итог урока. Оценивание работы уч-ся. - Что послужило источником Пушкину для написания «Песни»? - Какова тема данного произведения? - Какой урок вынесли вы для себя? V. Домашнее задание. Стр. 79-84; наизусть предсказание кудесника, подумать и ответить на вопрос: почему «Песнь о вещем Олеге» стала гимном русского воинства?
|