Горбунова Т.И. Тема: Маркетинг в деятельности предприятия
Цели: выявить какую роль играет маркетинг в деятельности предпринимателя; показать сущность и стратегию маркетинга. Ход занятия I Организационный момент Здравствуйте, садитесь. Начнем урок, прежде чем приступить к изучению новой темы, ответим на вопросы:
Что же такое предпринимательство? Предпринимательство - это инициативная, в рамках действующего законодательства деятельность по созданию, ведению и развитию предприятия, имеющая свою цель, производство и сбыт продукции, получение прибыли.
А кто такой предприниматель? Предприниматель - это руководитель, занимающийся хозяйственной деятельностью, ориентированной на рынках, имеющий право и возможность принимать решения и стремящийся максимизировать свой доход, идущий на удовлетворение его личных потребностей и позволяющий продолжать и развивать хозяйственную деятельность.
Какими чертами должен обладать предприниматель? Предприниматель должен быть самостоятельным, инициативным, новатором.
Вспомним историю развития предпринимательства в России.
X – VII века XVI – XVI века XVIII – XIX века конец XIX века – начало ХХ века Торговые промыслы, звероловство, бортничество, рыболовство, отрицательно сказывалось монголо-татарское иго Расцвет торговли, промыслами. Период правления Петра I. Демидовы, Строгановы. Чугун, метал, кожа, воск 1861 год – отмена крепостного права. Значительные реформы. Процветало семейное предпринимательство. Прохоровы, Морозовы Царизм, зажиточность чиновников, сдержанность развития предпринимательства, революция 1917 года остановила развитие предпринимательства. Ввели НЭП, вернулись на время к свободе предпринимательства. К 1928 году стали сворачивать НЭП. Было запрещено заниматься предпринимательством.
Когда был введен в действие Закон Российской Федерации «О предприятиях и предпринимательской деятельности»? 1 января 1991 года.
Изложение нового материала. Открыли тетради, записали число и тему урока. Мы, с вами должны выявить, какую роль играет маркетинг в деятельности предпринимателя. Что такое маркетинг? Маркетинг - основанная на комплексном анализе рынка система управления производственно-сбытовой деятельностью и воздействия на нее с целью получения прибыли. Задача маркетинга: гибкое и постоянное реагирование на изменения рынка, на изменение условий сбыта продукции. Стратегия – перенесение центра управления в сбытовые звенья производства. Маркетизация – применение, внедрение маркетинга в предпринимательскую деятельность. Процесс управления маркетингом включает: - анализ рыночных возможностей; - отбор целевых рынков; - разработку комплекса маркетинга; - претворение в жизнь маркетинговых мероприятий. Физминутка для глаз. Анализ рыночных возможностей: 1) нужно принять меры, чтобы сформулировать спрос на свой товар. 2) сегментирование рынка – это определенная стратегия более рационального и полного приспособления производства и маркетинговых действий к потребностям рынка и требованиям покупателей. Основные критерии сегментации: - географические (спрос на продукцию в разных регионах в связи с историческими, климатическими особенностями) - национальные - профессиональные - экономические (зависимость от спроса цен) - имущественные (различия в спросе разных по уровню дохода слоев населения) 3) разработка комплекса маркетинга. Фирма должна изучить свойства продукции всех конкурентов и определить положение своего товара или услуги на рынке. Что такое товар? Товар – это продукт труда, произведенный для продажи, обладающий меновой и потребительской стоимостью. Претворение в жизнь маркетинговых мероприятий. 1) стадия внедрения товара 2) мероприятия 3) стадия роста 4) мероприятия 5) стадия зрелости 6) мероприятия 7) стадия спада Сравните два способа поведения фирм на рынке. Владелец фирмы I, по-видимому, считает, что «хороший товар сам себя продаст». А может быть, его товары много лет пользовались устойчивым спросом, и он верит, что так будет всегда. Владелец фирмы II не столь самоуверен. Он знает, что потребности, а также вкусы людей меняются и что есть несколько конкурентов, которые могут «отбить» у него покупателей. Какой способ поведения кажется вам более правильным? Нам – второй, так как владелец фирмы II понимает необходимость маркетинга. Вывод: В современном мире роль маркетинга огромна. Мировая экономика – это один большой рынок; обмен товарами между странами в последние десятилетия стал чрезвычайно интересен. Возможности выбора у покупателей сильно расширились, поэтому фирмы конкурируют друг с другом, стараясь «завоевать» как можно больше потребителей. Деятельность, направленная к достижению этой цели и есть маркетинг. Вопросы для закрепления. 1. Какова роль маркетинга в современном мире? 2. Что входит в процесс управления маркетингом? 3. Для чего специалисты по маркетингу занимаются изучением рынка? Выставление оценок. Задание на дом: выучить записи. Выясните, ваши знакомые предприниматели принимают маркетинг в своей деятельности.