Учитель математики: Маркова Татьяна Александровна I квалификационная категория МБОУ СОШ имени М.И.Калинина Класс: 5 Тема: Решение задач на проценты (урок повторения с применение интерактивной доски и воспитательной направленности) Тип урока: Обобщение и систематизация. Форма урока: решение проблемного вопроса: “Стоит ли пренебрегать правилами дорож-ного движения ” при помощи решения задач, урок - беседа. Цель урока: Отработать и закрепить навык решения задач на проценты. Задачи урока: 1) Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы учебного материала “Проценты”, помочь развить познавательный интерес к вычислению процентов. 2) Способствовать грамотному усвоению темы “Проценты” на примерах решения задач; отработке практических навыков в вычислении процентов. 3) Содействовать сознательному пониманию актуальности вопроса современности: Со-блюдение правил дорожного движения – не формальность, а условие сохранения жизни и здоровья. Оборудование: Презентации Power Point; плакаты с правилами дорожного движения, ма-тематическое лото, презентация в интерактивной доске. Ход урока I. Организационный момент - Сегодня на уроке мы с вами попытаемся доказать, нужны ли проценты в жизни человека? II. Устный опрос Работа с сигнальными карточками. (Карточки с одной стороны – красного цвета, с дру-гой – зеленого цвета. При положительном ответе учащиеся поднимают карточки зеле-ной стороной к учителю, при отрицательном – красной.) Учитель: 1. Процент – это сотая часть числа; 2. 8% - это 0,08; 3. 0,269 – 269%; 4. 50% числа – это его половина; 5. Число 10 составляет 20% от 20; 6. 25% класса – это четверть учеников класса. Учитель: Ребята, а что вам напоминают наши сигнальные карточки? Дети: Сигнальные карточки напоминают нам светофор. III. Проблемная ситуация Учитель: Каждому из нас ежедневно приходится переходить улицу или дорогу, пользоваться услу-гами общественного транспорта. Все это делает нас участниками дорожного движения. И любое, даже незначительное нарушение, допущенное нами, может привести к дорожно-транспортному происшествию. Ежедневно в ДТП в нашей стране погибает 8 детей, ваших сверстников. Чтобы этого не произошло, надо обязательно выполнять правила дорожного движения. Поэтому мы сегодня поработаем над проблемой “Стоит ли пренебрегать правилами до-рожного движения”. В течение недели вы вместе с родителями заполняли анкету. Вспомним вопросы к ней. (слайд) Вопрос анкеты По какой причине чаще всего происходят ДТП? Основные причины: • несоблюдение скоростного режима; • нарушение правил проезда перекрестка; • алкогольное опьянение; • выезд на встречную полосу движения; • по вине пешеходов. (Проставить балы от 1 до 5 в зависимости от важности вопроса) В течение урока мы с вами подведем итоги анкетирования и выясним процентное отноше-ние ваших ответов. А также сравним эти значения с реальными статистическими данными, с которыми вы познакомитесь, если верно решите предложенные задачи. Сообщение 1 ученик: ДТП – событие, возникшее в процессе движения по дороге транс-портного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной ущерб. Сообщение 2 ученик: Первое ДТП зарегистрировано 30.05.1896 года в Нью-Йорке. Элек-тромобиль Генри Уэллса столкнулся с велосипедом Эвилина Томаса, который закончился переломом ноги. IV. Фронтальный устный счет с помощью презентаций Power Point (слайд) Учитель: В наше время на дорогах города нужно иметь внимание и быстроту реакции. Проверим, если она у вас? Ваша задача – решить пример и найти ответ на плакатах (кар-тинки по правилам дорожного движения). 4,5 : 9 = 0,5 7 : 2 = 3,5 16 ∙ 0,1 = 1,6 2,3 ∙ 2 = 4,6 0,4 : 8 = 0,05 6 – 0,2 = 5,8 5 ∙ 0,3 = 1,5 3,8 + 2,2 = 6 0,12 ∙ 100 = 12 5 : 0,5 = 10 6,5 ∙ 2 = 13 В это время один ученик у интерактивной доски сравнивает десятичные дроби, перетаски-вая знаки сравнения.
Второго ученика (выполнив задание предыдущим учеником) вызываю к интерактивной доске на другое задание.
V. Повторение понятий процента и основных задач на проценты с использованием инте-рактивной доски. VI. Подсчет анкетирования. 2 ученика, которые сидят за первой партой, подводят итоги анкетирования.
VII. Решение задач Задача №1. За 6 месяцев (январь – июнь) 2011 года в Российской Федерации произошло 105300 ДТП. Из них 9% ДТП – с участием детей. Какое количество ДТП с участием детей произошло? (один человек у доски) 9%=0,09 105300 ∙ 0,09=9477 ребенок Задача №2 Анкетирование, проведенное в школе, показало: 81 мальчик (что составляет 30% всех мальчиков) и 110 девочек (что составляет 20% всех девочек) не соблюдают правила перехода улицы. Найдите сколько всего учащихся в шко-ле? 30%=0,3 81 : 0,3 = 810 : 3 = 270 (уч-ся) – мальчики 20% = 02 110 : 0,2 = 1100 : 2 = 550 (уч-ся) – девочки. 270 + 550 = 820 (уч-ся) в школе. Ответ: 820 учащихся. VIII. Физ. минутка (с использованием звуковых эффектов, связанные с правилами дород-ного движения) IX. Игра «Угадай знак действия» Выполнив это задание, мы сможем прослушать небольшой ролик по правилам поведения на дорогах. (Учащиеся устно отвечают, после последнего ответа включить ролик по теме: «Не резвитесь на дорогах»)
X. Решение задачи анкетирования Задача №3. Статистика показывает, что из 300 000 ДТП - 30% ДТП происходит из-за алкогольного опьянения; - выезд на встречную полосу составляет от всех причин ДТП; - по причине несоблюдения скоростного режима происходит в 2,5 раза больше ДТП чем по причине выезда на встречную полосу. - ДТП, совершенных по причине нарушения правил проезда перекрестка было зафиксиро-вано на 15000 больше, чем по причине выезда на встречную полосу. - остальные ДТП происходят по вине пешеходов. Решение: 1) 300 000 : 100 ∙ 30 = 90 000 (ДТП) – происходит из-за алкогольного опьянения. 2) 300 000 : 100 ∙ 10 = 30 000 (ДТП) – происходит из-за выезда на встречную полосу. 3) 30 000 ∙ 2,5 = 75 000 (ДТП) – происходит из-за несоблюдения скоростного режима. 4) 30 000 + 15 000 = 45 000 (ДТП) – по причине правил проезда перекрестка. 5) 300 000 – (90 000 + 30 000 + 75 000 + 45 000) = 60 000 (ДТП) – по вине пешеходов. Сообщение ученика По данным ГИБДД в России ежегодно погибает около 30 тысяч человек. Например, за 10 лет с 1997 по 2007 год погибло 350 254 человека, для сравнения в Афган-ской войне 1979-1989 года погибло около 15 000 человек. XI. Игра «Расставь запятые» Задание. (учащиеся читают пример, после чего выходят к доске и передвигают или рисуют запятые в тех местах, в которых нужно, чтобы получился верное равенство.) Расставить запятые так, чтобы получилось верное равенство: 5 2 + 1 8 = 7 3 + 1 0 8 = 4 0 8 4 2 + 1 7 = 2 1 2 7 3 6 – 3 3 6 = 4 5 7 – 4 = 1 7 XII. Математическое Лото Сейчас мы с вами вспомним, какие дорожные знаки помогут нам пи переходе через доро-гу, а также те дорожные знаки, которые вам могут встретиться. (каждый знак закрыт при-мером, после предоставления его решения – он открывается). Ученику нужно будет ска-зать, что показывает каждый знак. 1) 8,1 – 0,9 2) 6 : 12,5 = 60 : 125 = 0,48 7,2 : 8 3) 42% от 85 = 35,7 0,9 ∙ 0,2 4) 6,0811 + 8,4889 = 14,57 0,18 + 0,22 5) 6,25 ∙ 4,8 = 30 ? 0,4 6) 88,252 – 4,69 = 83,562 7) х + 3,84 = 8 х = 4,16 XIII. Электронное тестирование Учащиеся с помощью интерактивной доски отвечают на некоторые задания диска «На-глядная математика», тема: «Проценты» (ссылка - Задания) Номера заданий: XIV. Подводим итоги 1) Объявляются результаты анкетирования. Приложение (слайд № 5) 35% ДТП происходит из-за алкогольного опьянения, 18% по вине пешеходов, 11% из-за нарушений правил проезда перекрестка, 23% выезд на встречную полосу, 13% несоблюдение скоростного режима. Сравниваем со статистическими данными. Учитель: Сегодня мы говорили о пяти основных причинах ДТП. Какие еще причины мо-жете назвать? Ученики обсуждают в группах. Высказывают: Разговоры по мобильному телефону, неиспользование ремней безопасности, разговоры с пассажирами, курение, еда за рулем и т.д. Учитель 2) С какой просьбой обратитесь к взрослым, чтобы уменьшить эту печальную статистику. 1. Кто знает правила движения на велосипеде? 2. Какой вывод сделали для себя? (Высказываются учащиеся) XV. Домашнее задание. Решить любые 4 задачи из 10 предложенных (Задачный лист) 1. Папа получает 18760 р., мама 19240 р. На продукты наша семья тратит 55% всех де-нег, на оплату коммунальных услуг -15%. Какая сумма остается на другие расходы? 2. Плата за детский сад в месяц составляет 1200 р., а это 6% от бюджета семьи. Какова сумма семейного бюджета? 3. 4% вклада в сберегательный банк составили 1296 к. Какова сумма вклада в рублях? 4. Холодильник стоил 16 тыс. р. После модернизации его цена повысилась на 25%, а через год она была понижена на 20%. Дороже или дешевле 16 тыс. р. Стал стоить холодильник через год? 5. Деньги, положенные в сберегательный банк , может временно использовать государ-ство. За это вкладчику выплачиваются проценты. При обычном вкладе – 2% в год. Вкладчик положил 50000 р. , а через год добавил еще 20000 р. Каков будет размер вклада, когда пройдет еще один год? 6. Предприниматель заплатил налог в сумме 33000 р., что составило 12% его заработка. Какую сумму он заработал? 7. Продавец купил товар на 11000 р. И планирует получить от его продажи прибыль 15%. По какой цене он должен продать этот товар? 8. За год вклад увеличился на 10% и стал равным 88000 р. Сколько денег было в про-шлом году? 9. В 2005 г. Квартира была куплена за 1600 т.р. В 2008 г. Она стала стоить 3200 тыс. р. На сколько процентов выросла стоимость квартиры? 10. Купили пакет с пятьюдесятью семенами за 200 р. Из них вырастили рассаду и про-дали по 400 р. За десяток. Сколько процентов прибыли получили?