Конспект урока по математике по теме "Единицы времени". Тихонова Н.Я. 3 Г класс
14.05.2012, 13:27
Урок математики в 3 г классе МБОУ «СОШ имени М.И. Калинина» Учитель первой квалификационной категории Тихонова Н.Я.
Тема: Единицы времени. Цель: 1. Познакомить учащихся с новым соотношением единиц времени( 1 час = 3600 сек.); повторить знания детей о единицах времени; познакомить с разнообразием приборов для измерения времени, с историей часов; учить учащихся устанавливать соотношения между единицами времени. 2. Совершенствовать вычислительные навыки; развивать умение наблюдать, рассуждать. 3. Воспитывать самостоятельность, дисциплинированность, интерес к уроку математики.
Оборудование: мультимедиа, презентация, разноуровневые карточки с заданиями для индивидуальной работы, модели циферблата, запись боя Кремлёвских курантов.
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел сейчас звонок, Начинается урок! Подравнялись, подтянулись, Сели тихо, улыбнулись.
II. Минутная разминка
– Ребята, кто мне скажет какое сегодня число?
– Что вы можете сказать о числе 28?
(Число 28 – двузначное, записано с помощью двух различных цифр – 2 и 8, соседи 27 и 29.В числе 28 всего 28 единиц, из них 8 отдельных единиц и 2 десятка. Число можно заменить суммой разрядных слагаемых 20 и 8.)
- Запишите число, классная работа.
– Продолжим работать. Какие двузначные числа можно составить с помощью цифр 2 и 8?
– Пропишите полученные числа. (88, 82, 28, 22).
III. Актуализация знаний. Постановка проблемы.
Бой курантов. (Запись)
- Что это было?
2 октября 1918 года заговорили главные часы нашей страны – Кремлёвские куранты. Они расположены на Кремлёвской башне в Москве на Красной площади. Ежечасно торжественно и величаво раздаётся их бой. К нему прислушиваются люди всего мира. И нет ни одного человека, который бы не знал мелодичный и волнующий бой курантов, расположенных на Спасской башне Кремля. - Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке? (О времени, о часах). IV. Повторение. 1. - Во 2 классе мы узнали о некоторых единицах времени, чтобы вам легче было вспомнить, отгадайте их. 1) Вышел старик – годовик, махнул рукавом, и полетели 12 птиц, у каждой птицы по 4 крыла, в каждом крыле по 7 перьев, Каждое перо с одной стороны черное, а с другой – белое (год, месяц, неделя, сутки) 2) Мы запомнили все враз: 60 минуток – это …(час) 3) Я твержу сестре Анюте: 60 секунд в … ( 1 минуте) 2. Повторение соотношений между единицами времени год = 12 месяцев (повторение по порядку «цепочкой»), 365 или 366 дней месяц = 28(29), 30 или 31 день неделя = 7 дней (по порядку «цепочкой») сутки = 24 часа
V. Устный счёт.
1. Решите задачи • Люба выходит в школу в 8ч15мин. На дорогу уходит 5 минут. В какое время Люба приходит в школу? (8ч20мин) -Итак, в какое время Люба приходит в школу? -Укажите это время на моделях часов.
* Начало урока в 8ч30мин. В какое время оканчивается этот урок, если он длится 40 минут?(9ч10мин) -В какое время оканчивается этот урок? -Укажите это время на моделях часов.
• Урок окончился в 9ч10мин, перемена продолжалась 15 мин. Когда окончилась перемена? (9ч25мин) -Когда окончилась перемена? -Укажите это время на моделях часов.
2. (Слайд) Какое время показывают стрелки механических часов на рисунках? – Можете ли вы сказать, глядя на рисунки, утром или вечером они сделаны?
VI. Гимнастика для глаз.
Рисуем глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами по сторонам его веди.
Нарисуй теперь квадрат.
Получилось? Очень рад.
Зажмурь глаза, открой
И вот – работа нас зовёт вперёд!
VII. Работа по теме.
- Итак, мы повторили, что 1 ч = 60 мин, а 1 мин = 60 с. Теперь попробуйте узнать, сколько секунд содержится в 1 часе? (Рассуждение). 60 . 60 = 3600 с Запись: 1 ч = 3600 с (Слайд)
• Для чего нам нужны часы? • Какие вы знаете виды часов? “Теперь о часах начинаем рассказ, О тех, что придуманы были до нас. Когда-то часов электронных не ведали: По солнцу вставали, по солнцу обедали. Капризней часов не знавали в природе, Но все ж опоздания были не в моде”.
-Вот так они выглядели. (Слайд) -Утром, когда солнце вставало, место тени на длинной планке отмечали зарубкой. Считалось, что час прошел, когда тень проходила от одной отметки до другой. -Непосредственно с солнцем связаны другие часы – их называют цветочными. Цветы открываются и закрываются в определенное время. (Слайд) -Теперь давайте, определим, в какое время открываются и закрываются некоторые цветы. Для этого надо решить примеры. -У доски работают………………………………….(2 человека на дополнительных досках + 3тетради) • 6000:1000= 6 3 916 - 3900= 16 • 1000-993= 7 150:10= 15 • 8000:1000= 8 (200-30):10= 17 • (2000+7000):1000= 9 (10000+8000):1000=18 • (1000-900): 10= 10 400-300-80= 20 -Проверим. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, пусть он проверит ваше решение и поставит на полях свою отметку. Какие результаты получились у вас в верхней строке? Это время когда открывается и закрывается мак (аналогично проверить другие строки) • 6–16 Мак • 7–15 Одуванчик • 8–17 Фиалка • 9–18 Мать-и-мачеха • 10–20 Кувшинка
Демонстрация иллюстраций цветов. (Слайды) -Шли годы. Часы появились иные. Клепсидрою звались часы водяные (Слайд)
Водяные часы – это сосуд, из которого через дырочку постоянно вытекает вода. Дырочка таких размеров, что вся вода через нее вытекает ровно за час. Потом нужно снова наполнять сосуд водой. Хитрый будильник придуман в Китае. Тонкая нить равномерно сгорает, Падает шар, и гремя, и звеня.. Сони боялись часов, как огня. (Слайд) -Огненные часы
- Мы с вами совсем не сони: уже давно проснулись и никто не опоздал на урок. И бояться нам нечего. Предлагаю вам решить задачу № 552 с.162. К доске….(Разбор задачи и её запись). 1) 25 * 2 = 50 (сн.) сделает кинокамера за 2 с. 2) 25 * 3 = 75 (сн.) сделает кинокамера за 3 с. 3) 25 * 10 = 250 (сн.) сделает кинокамера за 10 с. - Можно ли сразу узнать, сколько снимков сделает камера за 1 минуту? (Надо перевести минуты в секунды, а потом 25 умножить на 600 секунд). 10 мин = 60 *10 =600 с 4) 25 * 600 = (20 + 5) * 600 = 12 000 + 3000 =15 000 (сн.) сделает кинокамера за 10 мин. Ответ:50 снимков; 75 снимков; 250 снимков; 15 000 снимков. VIII. Физминутка.
По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке. И по этой же дорожке Скачем мы на левой ножке. По тропинке пробежим. До лужайки добежим. На лужайке, на лужайке Мы попрыгаем как зайки. И вот появляются более точные - Их называли часами песочными. Впрочем, для лодырей и лежебок Время всегда уходило в песок.
(Слайд) - Чтобы пересыпаться песку из одной части в другую, пройдет одна минута. Вам надо за две минуты переписать выражения и сравнить их, то есть поставить знаки >, <, =. (карточки раздает учитель) 1)для сильных 2)для средних 3) для слабых 862 года*862 мес Зч * 2ч 13мин 1ч * 1 сут. 362 дня*1 год 14 дней* 1 нед 1год * 10 мес 360мин*6 часов 254 дня*254 нед 1 нед. * 5 дней 3мин15 сек*196 сек 24 мес * 24 года 1мин*600 сек - Время закончилось. Отложили ручки. - Все внимание на меня. -В настоящее время мы пользуемся вот такими, привычными для нас, механическими часами: (Слайды) -наручные -настенные -карманные -напольные -настольные -морские -башенные -электронные -многофункциональные IХ. Итог - Перечислите единицы времени, о которых мы с вами говорили (секунда, минута, час, неделя, …) Х. Домашнее задание. № 553 с.162, правила. -Молодцы, ребята! Вы прекрасно поработали на уроке. За свою работу получили следующие отметки: … Мы знаем: время растяжимо. Оно зависит от того, Какого рода содержимым Вы наполняете его! - Не тратьте время даром и заполняйте его только полезным, значимым, добрым и поучительным содержимым! -На этом наш урок окончен. Спасибо за урок! (Слайд)