Введение
Традиционной
системой образования школа не сможет в полной мере обеспечить запросы учащихся
и их родителей.
Вместе с тем,
опыт вариативного обучения, в том числе
по использованию III модели дифференцированного обучения на
основе индивидуального учебного плана на III ступени обучения, а также первый положительный опыт по внедрению
предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся на старшей ступени, в
рамках эксперимента, кадровый потенциал, материально-техническая база создают
возможности для дальнейшего совершенствования школьной системы образования в
соответствии с интересами и потребностями учащихся и их родителей.
Поэтому основной задачей программы
развития школы на 2008-2013 годы является создание новой модели школы - школы
развития социальных
компетентностей личности. При
этом, считаем нецелесообразно менять в
течение ближайших трех лет структуру учебного плана, а сосредоточить все ресурсы на изменении в
содержании образования по таким предметным областям как «Естественно-математическая»,
«Гуманитарная», «Физическая культура», «Информатика» и их
учебно-методическое обеспечение на основе внедрения в практику
информационно-коммуникационных технологий и средствами вновь созданной
виртуальной школы, как учебно-методического виртуального и дистанционного
направления школы в образовании всех субъектов образовательного процесса, а
также подготовка школы и социума к переходу на стандарты нового
поколения.
1. Содержание
образования, его научно-методическое обеспечение
В настоящее время муниципальное
общеобразовательное учреждение МОУ СОШ им М.И. Калинина представляет собой социкультурную
образовательную систему, которая:
·
гибко реагирует на изменяющуюся социокультурную и педагогическую ситуацию;
·
открыта для внешнего мира и готова к изменениям;
·
приспосабливается к складывающимся условиям:
образовательному заказу, индивидуальным особенностям обучающихся, их
образовательным потребностям,
воспитательным возможностям окружающей среды, кадровому потенциалу,
особенностям материальной базы;
·
школа обучает всех учащихся, поэтому она
разноуровневая;
·
позволяет определить воспитаннику индивидуальную
образовательную стратегию и реализовать образовательные потребности;
·
ориентирована на использование педагогических
технологий, обеспечивающих дифференциацию и индивидуализацию обучения;
·
считает важным сохранение потенциала учащихся,
физического, психического, нравственного здоровья;
·
включает учащихся в различные виды
культуротворческой деятельности (познавательную, социальную, эстетическую,
трудовую, спортивную);
·
целенаправленно структурирует собственное
воспитательное пространство.
1.1. Аналитическое обоснование направлений
развития образования и воспитания
Представляемая
ниже программа развития школы отражает направления и результаты осмысления педагогической
практики, предыдущей программы развития школы, а также пути обновления
содержания школьного образования,
определяет на основе этого, новые
стратегические и тактические цели ее
функционирования и развития, в
соответствии с Законом РФ "Об образовании" и «Концепцией модернизации
Российского образования на период до 2010 года».
Школа
ориентированна на обучение, воспитание и развитие детей с учетом их
индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и возможностей,
личностных склонностей путем создания в
ней педагогической системы и максимально благоприятных условий для умственного,
нравственного, эмоционального и физического развития каждого ребенка.
В
соответствии с этим, программа развития школы - это
целостная система мер по гуманизации и гуманитаризации, дифференциации и
индивидуализации обучения и воспитания школьников, учитывающая потребности обучаемых,
их родителей, общественности и социума.
Вышеперечисленные
принципы ориентированы на личность ребенка, на свободное сотрудничество
педагогов и родителей, на целенаправленное взаимодействие содержания
образования по всем учебным предметам, на внедрение здоровьесберегающих
технологий обучения в учебно-воспитательный процесс.
МОУ
СОШ им. М.И. Калинина – это открытое
пространство для развития потенциальных возможностей, самосовершенствования и
самореализации детей и взрослых, с целью
их адаптации в постоянно меняющимся открытого
поликультурного социума, многонационального гражданского общества.
Определяя специфику и сущность развития нашей школы, мы вышли
на необходимость построения в рамках школы комплекса мер с широким спектром
образовательных услуг. По мнению исследователей (О.А. Лапина, А.П. Макаровская,
В.М. Степанов и др.), школа
есть специально смоделированное место и условие, обеспечивающее разнообразные
варианты выбора оптимальной траектории развития и взросления личности. В
контексте нашей работы, школа
– это многомерное пространство, которое позволяет обеспечить личностный рост всех субъектов
образовательного процесса. Школа является открытым пространством, потому
что она, являясь социальным институтом, способна аккумулировать различные социально-культурные
инициативы и обладает необходимыми возможностями для их обеспечения.
Школа является информационным пространством,
так как интегрирует в себе необходимые ресурсы, позволяющие осуществить сбор,
хранение, передачу и обработку информации,
имеющую не только учебную, но и социокультурную значимость.
Школа является образовательным пространством, в
рамках которого происходит вхождение человека
в культуру и становление личности как субъекта этой культуры.
Таким образом, наша
школа, создавая открытое информационное образовательное пространство, решает задачи построения информационного
общества, которое нами рассматривается, согласно А.А. Чернову как:
·
общество
нового типа, формирующееся в результате глобальной социальной революции;
·
общество знания,
в котором главным условием благополучия каждого человека является знание и его умение «учиться всю жизнь»,
приобретенные благодаря беспрепятственному доступу к информации и
умению работать с ней;
·
глобальное
общество, в котором обмен информацией не будет иметь ни временных, ни
пространственных границ;
·
общество, которое с одной стороны, способствует
взаимопроникновению культур, с другой, открывает человеку новые возможности для
самореализации.
Говоря о личностном самоопределении всех
субъектов образовательного процесса,
мы подразумеваем, в первую очередь
учащихся и педагогов, так как родители задействованы в педагогическом
процессе косвенно. Социальные компетентности учащихся и их универсальные
действия – это раскрытие потенциальных возможностей школьника и их
осуществление в процессе включения в различные виды деятельности в рамках
открытого информационного образовательного пространства школы.
Развитие социальных компетентностей
учащегося представляет собой процесс становления ключевых компетенций личности
и их непосредственное применение в общественной
и профессиональной областях жизнедеятельности.
Личностный рост учителя –
это становление профессиональной
компетентности педагога в процессе педагогической деятельности, это
удовлетворенность результатами своего труда; это стремление к творчеству и
самосовершенствованию в условиях поликультурной среды. Уровень профессиональной
компетентности учителя представляет собой эффект интеграции профессионального
опыта, знаний, умений и навыков. Личностный
рост педагога становится возможной только в условиях компетентного,
свободного, открытого педагогического сообщества.
Таким образом, МОУ СОШ им. Калинина, это:
·
образовательное учреждение, с широким спектром
образовательных услуг активно решающая
основные задачи личностного роста учащегося, его подготовки к полноценному и
эффективному участию в общественной и
профессиональной областях жизнедеятельности;
·
психолого-педагогические условия для
целенаправленного и систематического личностного развития учащихся, родителей,
местного сообщества и самих педагогов в целях повышения их социальных компетенций
в различных сферах своей жизнедеятельности.
1.2.
Методологические основы управления качеством образования.
Модернизация
системы образования не может идти в одностороннем порядке, только со стороны
вышестоящих организаций и Министерства образования РФ. Этот процесс
предусматривает и движение со стороны образовательных учреждений, т.к.
учитывает индивидуальные особенности образовательного учреждения, педагогического
коллектива, учащихся.
Эффективное
обновление школы, возможно, осуществить через разработку программы развития ОУ,
а также подпрограмм, проектов и подпроектов направленных на достижение целей
заявленных в программе.
Методическое
пособие В.С. Лазарева и М.М. Поташкина «Как разработать программу школы»
предлагает технологию построения программ развития школы на основе управления
развитием целостных систем в образовании. Такой подход помогает избежать
серьезных ошибок и найти реалистичные способы достижения желаемого будущего
школы. По технологии В.С. Лазарева и М.М. Поташника существует три направления
развития образовательного учреждения:
1)
локальные изменения;
2)
модульные изменения;
3)
системные изменения.
Развитие школы
через стратегию системных изменений предполагает полную реконструкцию школы,
затрагивающую все компоненты деятельности (цели, содержание, организацию,
технологии и т.д.), все структуры, их
части, связи, звенья, участки. Такое развитие ОУ осуществляется, как правило,
при изменении прежнего статуса школы, превращении его в новое образовательное
учреждение.
Программа по
своему замыслу – это нормативная модель совместной деятельности группы людей,
определяющая:
·
исходное состояние некоторой системы;
·
образ желаемого будущего этой системы;
·
состав и структуру действий по переходу.
Программно-целевой
подход в управлении и системный анализ помогают решать потребности и проблемы
ОУ, опираясь на принцип операциональности, т.е. конкретно определяемого по
содержанию и времени заданного результата. Без операционально-заданного
результата нет обратной связи, а значит, нет и грамотного управления.
Мотивации у педагогического коллектива для разработки
программы развития было более чем достаточно, но опыта инновационной
деятельности, методических знаний и научно-методической литературы с доступным
и понятным изложением, практически не было. Поэтому все образовательное
учреждение было погружено в творческий процесс поиска идей и решения проблем,
который сначала имел эмпирический характер (т.к. начинали даже не с нуля, а с
минуса), а затем – системный и целевой.
Результат – это профессиональный рост каждого
сотрудника и всего образовательного учреждения в целом за оптимально возможные
сроки.
«Анализ –
первый шаг на пути к определению целей и способов их достижения.
В результате
анализа должно быть ясно, что требуется изменить, чтобы школа в будущем могла
лучше, чем в настоящем, выполнять свои функции. Степень конкретности ответа на
этот вопрос должна быть достаточной для перехода к поиску идей решения проблем.
Если это условие не выполняется, то проблемы должны быть конкретизированы путем
расчленения на составные части (подпроблемы). Эта процедура называется в
методологии, на которой мы базируемся, структурированием
проблем».
Лазарев В.С., Потанин М.М. Как разработать
программу развития школы: -
М.: Новая школа, 1999.
Структурирование
– один из ведущих механизмов, который мы использовали при разработке и реализации
программы развития ОУ. Полный текст программы доступен для скачивания
|