Пояснительная записка
Основная
образовательная программа начального общего образования (ОПП) МОУ СОШ имени
М.И. Калинина работает по учебникам, составляющим завершенные предметные линии
(Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., «Русский язык»; Кубасова О.В. «Литературное
чтение»; Истомина Н.Б. «Математика»; Поглазова О.Т. «Окружающий мир»; Конышева
Н.М. «Технология»), разработанные в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён
приказом Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 года № 2080).
ООП определяет содержание и
организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.
ООП соответствует основным принципам
государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе
Российской Федерации «Об образовании»:
1)
гуманистический характер образования, приоритет
общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития
личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и
свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
2)
единство федерального, культурного и образовательного
пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур,
региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального
государства;
3)
общедоступность образования, адаптивность системы
образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся,
воспитанников.
Руководствуясь
тезисом о «самоценности ступени начального образования как фундамента всего последующего образования» (ФГОС, с.4) ООП
ставит своей целью создать (обеспечить) образовательное пространство, в котором реализуются:
• системно-деятельностная парадигма
образования, которая предполагает наличие у учащихся учебно-познавательной
мотивации, умение определять (ставить) цель предстоящей деятельности и
планировать её, а также оперировать логическими приёмами мышления, владеть
самоконтролем и самооценкой как важнейшими учебными действиями
• концепция развития универсальных учебных
действий младших школьников (личностных, познавательных, регулятивных,
коммуникативных), разработанная на основе системно-деятельностного подхода
(Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов,
А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А.
Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой, С.В. Молчановым под руководством
А.Г. Асмолова. В соответствии с этой концепцией универсальные учебные действия,
их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в
частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных компетенций
учащегося, в том числе социальной и личностной. УУД обеспечивают формирование
психологических новообразований и способностей учащихся, которые в свою очередь
определяют условия успешной учебной деятельности.
• требования ФГОС к планируемым результатам
ООП, в числе которых:
личностные
результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки
выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные
компетентности, личностные качества; сформированность основ российской и
гражданской идентичности;
метапредметные результаты – освоенные ими универсальные
учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), составляющие
основу умения учиться (функциональной грамотности);
предметные результаты – система
основополагающих элементов научного знания по каждому предмету как основа
современной научной картины мира и опыт деятельности по получению нового
знания, его преобразованию и применению, специфический для каждой предметной
области.
Программа
ориентирована на достижение главной цели
общего образования на его начальном этапе: «развитие личности обучающегося
на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира»
(ФГОС, с.6) и на комплексное решение следующих задач:
–
формирование у школьников базовых предметных знаний и представлений о мире,
обеспечивающих выполнение требований ФГОС к результатам начального общего образования
и адекватных возрастным возможностям учащихся; формирование на основе этих
знаний предметных умений, нашедших отражение в требованиях ФГОС;
– развитие
познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения,
мышления, речи) и познавательных интересов;
– развитие
мышления детей, готовности выполнять различные умственные действия (анализ,
синтез, сравнение, классификация, обобщение), устанавливать
причинно-следственные связи, делать выводы, умозаключения и т.д.;
–
формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности,
в том числе учебной;
– становление
информационной грамотности, умения находить нужную информацию, работать с ней и
использовать для решения различных задач;
–
гражданское, духовно-нравственное, эстетическое развитие и воспитание учащихся,
обеспечивающее принятие ими национальных, гуманистических и демократических
ценностей, моральных норм, нравственных установок, формирование эстетического
чувства, вкуса;
– воспитание
коммуникативной культуры, умения взаимодействовать с педагогом и сверстниками в
учебном процессе и в целом умения общаться в устной и письменной форме;
– укрепление
физического и духовного здоровья учащихся.
Комплексное
решение названных задач, предусмотренное данной программой начального общего
образования, обеспечивается реализацией системно-деятельностного,
гуманно-личностного, культурологического и здоровьесберегающего подходов.
Основу
организации образовательного процесса составляют принципы:
– развития учащихся, который в рамках каждого учебного предмета за счёт особой
организации деятельности детей предполагает целенаправленное совершенствование различных
сторон личности;
– культуросообразности, согласно которому
освоение предметного содержания осуществляется на более широком фоне знакомства
учащихся (в определённых пределах) с миром культуры, с элементами
социально-исторического опыта людей;
– целостности содержания, в соответствии
с которым обеспечивается органичное слияние изученного и вновь изучаемого
материала, постепенное расширение уже имеющегося у учащихся личного опыта,
установление в сознании детей связей между различными курсами;
– спиралевидности, в соответствии с которым
формирование у учащихся предметных и метапредметных умений происходит
последовательно, постепенно, но при этом не строго линейно.
Образовательная
программа начального общего образования МОУ СОШ имени М.И. Калинина ориентирована
на использование в учебном процессе в качестве средства обучения комплект учебников, в которых указанные
подходы к организации освоения содержания учебных предметов и принципы находят
последовательное воплощение.
Основная образовательная программа содержит следующие
разделы:
·
пояснительная записка;
·
планируемые результаты освоения
обучающимися основной образовательной программы
начального общего образования;
·
примерный учебный план;
·
программа формирования универсальных учебных
действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
·
программы отдельных учебных предметов, курсов;
·
программа духовно-нравственного развития,
воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
·
программа формирования культуры здорового и
безопасного образа жизни;
·
программа коррекционной работы;
·
система оценки достижения планируемых
результатов освоения основной образовательной
программы начального общего образования.
|