Цели мероприятия: 1.Помочь учащимся разобраться в сложной философской категории и вместе с ними составить модель понимания термина «гражданин» 2.Содействовать формированию патриотического сознания учащихся. 3.Способствовать развитию у учащихся коммуникативных умений и навыков. Подготовка: 1. Создаётся информационная группа, подбирающая материал по теме программы. 2. Проводится анкетирование участников форума. ●Широко известны строки из стихотворения Н. Некрасова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!» А кто такой гражданин? Отечества достойный сын? Что значит, на ваш взгляд, быть сегодня достойным сыном отечества? ●Что такое гражданский долг? ●Каково ваше отношение к русской культуре? ●В каком государстве вы хотели бы жить и почему? ●За что можно любить Родину? ●Считаете ли вы себя истинным гражданином? Почему? 3. Готовятся цветные карточки для учащихся: красные – несогласие, зелёные – согласие. 4. Подбираются литературные цитаты по теме. 5. Оформляется уголок символики. 6.Изготавливаются таблички: права и обязанности, гражданский долг, гражданская ответственность, гражданская совесть, уважение к культуре и истории, желание работать на благо Родины и её процветание, гражданская активность. 7. Подбираются аудиозаписи для музыкального оформления. 8. Формируются две группы участников, а также группы, отвечающие за приглашение гостей и подготовку вопросов для обсуждения. 9. Вырабатываются правила поведения на форуме: - с уважением относимся друг к другу; - для того чтобы высказаться, поднимаем руку; - порядок выступлений определяет ведущий; - признаём право каждого иметь свою точку зрения, собственное мнение; - обсуждаем точку зрения каждого, а не отдельных людей и личностей. 10. Создаётся экспертная комиссия. 11. Создаётся презентация «Моя Россия» В мероприятии участвуют ведущий и двое чтецов. По залу развешены плакаты с цитатами «Гражданином не рождаются, им становятся», «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!» «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!» «Родину, как и родителей, не выбирают» (на фоне музыки) 1 чтец: -Живём мы посреди большой России, Среди лугов, лесов, озёр, полей. И есть у нас, когда бы не спросили, Меч для врага, объятья для друзей! Нам Родину завещано любить И сердцем отовсюду к ней стремиться. Не прерывать связующую нить- И нам порой так нужно оглянуться. 2 чтец: -Куда ни посмотришь - родные, Открытые сердцу края. Я весь пред тобою, Россия, Судьба моя, совесть моя. Не ты ли меня окружила Простором лугов и полей, Не ты ли меня подружила С задумчивой музой моей! За песни, которым впервые Внимают родные края, Я весь пред тобою, Россия, Судьба моя, совесть моя! Ведущий: Наша страна – Россия. У неё великая история, героическое прошлое. Сейчас российское общество переживает сложный этап своего становления. Ведётся интенсивный поиск новой системы ценностей, появляются ростки гражданского общества. Решение этих задач осложняется социально-политической нестабильностью, серьёзными экономическими проблемами. Характерны социальная апатия, увлечённость жизнью только своей микрогруппы, интерес к низкопробным образцам массовой культуры, определённая размытость нравственных интересов, агрессивность в отстаивании групповых интересов. Жителям нашей страны присуща относительная правовая безграмотность. Почему так произошло? Когда же наше общество изменится, чтобы в нём удобно было жить всем? Это – острейший вопрос современности, который не решается быстро и просто. Сегодня мы собрались на форум. В нём принимают участие две группы: «А» и «Б». На форуме работают три комиссии: информационная, статистическая, экспертная. Представляется экспертная комиссия. Оглашаются правила поведения на форуме. В анкетах и разговорах многие из вас обличают страну, в которой живут, постоянно слышна критика. В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и всё, что угодно, но только не самих себя. Все мы, люди, живущие в России, независимо от социальной и национальной принадлежности – граждане своего государства. «Я- гражданин России» -звучные, но уж очень обтекаемые слова. Когда на свет появляется человек, он сразу получает гражданство – по праву рождения, но кто может назвать себя истинным гражданином России? (Представитель статистической комиссии знакомит присутствующих с результатами анкетирования.) По закону государства вы – граждане. Давайте разберёмся, кто такой гражданин? Представитель информационной комиссии (раскрывает понятие «Гражданин») «Гражданин – это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью политических прав и обязанностей» (Ожегов С.И. Словарь русского языка) «Гражданин – этот лицо, которое принадлежит к постоянным жителям данной страны (государства), имеет все права, предоставляемые законами этой страны, исполняет все установленные законами обязанности» (Политическое определение) Ведущий: А какое вы знаете определение? Вот что показывает наша статистика. (Выступает статистическая комиссия) -Гражданин – это человек, который знает права и обязанности страны, выполняет гражданский долг, несёт гражданскую ответственность. Имеет гражданскую совесть, проявляет гражданскую активность, уважает культуру и историю своего народа, имеет желание работать на благо Родины, во имя её процветания. Ведущий: Мы классифицировали ваши определения и получились два этапа нашего с вами разговора. Первый: я- гражданин Отечества (долг, патриотизм). Второй: я – гражданин России (уважение к культуре) Людям свойственно любить свою Родину, относиться к ней как к родной матери. Разве маму можно не любить? (Члены статистической комиссии знакомят присутствующих с ответами на вопрос анкеты «За что можно любить свою Родину?», «В каком государстве вы хотели бы жить и почему?») Мы не будем оценивать ответы с точки зрения хорошо это или плохо. Нам кажется, что патриот при звуках гимна своей страны должен испытывать гордость. (звучит гимн России) -Вы себя считаете патриотами? (карточки) Представитель информационной комиссии: Патриотизм – это чувство любви и преданности к Родине, Отечеству. Любовь к Отечеству заключается прежде всего в глубоком, страстном желании ему добра и просвещения, в готовности нести ему на алтарь как достояние саму жизнь. Другими словами мы называем это долгом перед государством. Долг – это совокупность обязанностей. Обязанности существуют везде, где существует человек: на работе, на отдыхе, природе, а также по отношению к самому себе. Ведущий: Вопрос для обсуждения группам «А» и «Б»: каким вы представляете долг перед государством? Как его можно реализовать? Группы выступают по правилам форума. -Слово имеет представитель экспертной комиссии. Да, гражданином Отечества быть совсем не просто. Не может сын глядеть спокойно На горе матери родной. Не будет гражданин достойный К Отчизне холоден душой… Иди в огонь за честь Отчизны, За убежденья, за любовь… Иди и гибни безупречно, Умрёшь не даром… Современный человек не может быть вполне современным, если он равнодушно или неуважительно относится к наследию отечественной культуры. Как же вы относитесь к национальной культуре? (Представитель статистической комиссии знакомят с данными анкеты) Давайте обсудим проблему следующим образом: группа «А» выступает за необходимость знания и изучения своей национальной культуры, группа «Б» отрицает это высказывание. (Слово предоставляется члену экспертной комиссии) Вот мы и собрали обобщённый портрет гражданина. Помните, гражданином не рождаются, им становятся, а Родину, как и родителей, не выбирают. А закончить наш форум хочется песней «Россия». (песня сопровождается показом слайдов с видами России) -Берегите Росси Нет России другой. Берегите её тишину и покой, Это небо и солнце, Этот хлеб на столе И родное оконце В позабытом селе… Берегите Россию- Без неё нам не жить. Берегите Россию, Чтобы вечно ей быть. Спасибо всем участникам форума. До новых встреч!
|